Аналитическое подразделение НАСА опубликовало отчёт, где подчёркивает важность выхода из проекта МКС до 2030 года — bumgames

Подразделение НАСА Office of Inspector General (OIG) опубликовало результаты анализа состояния МКС и её рентабельности для операций на околоземной орбите и освоения Луны. Как отмечает OIG, международная космическая станция на текущий момент обходится американскому космическому агентству в $3 млрд в год — это практически треть от годового бюджета НАСА. Кроме того, в последние годы вскрылись случаи утечек воздуха, трещин и других технических проблем станции, что происходит раньше предполагаемого срока. Исходя из этого, OIG настаивает на поиске альтернатив МКС среди частных компаний, в то же время поддерживая усиленное внимание к техническому состоянию американского сегмента станции из-за отсутствия альтернатив.

OIG указало, что с 2016 по 2020 года расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание МКС стабильно держались на уровне $1,1 млрд в год. За этот же период на 35% выросли расходы на модернизацию систем и оборудования станции. При этом, как отметило подразделение, появляются новые проблемы, связанные с техническим состоянием МКС. НАСА и Роскосмос расследует причины и долгосрочные последствия появления этих проблем. OIG поддерживает эту инициативу и настаивает, чтобы все проверки были завершены до пересмотра сроков использования МКС. Собственная оценка OIG допускала появление подобных дефектов при износе станции, но позже. Базовые сегменты МКС были запущены в 1998 году с двойным запасом прочности. Это означает, что вместо заявленных 15 лет станцию можно эксплуатировать 30 лет — до 2028 года.

Как указывает OIG, текущий анализ говорит об износе станции раньше положенного срока, поэтому крайне важно найти одну или две замены МКС на околоземной орбите до её окончательного выхода из строя. НАСА использует МКС для изучения влияния микрогравитации на здоровье человека и различных экспериментов, в том числе с выращиванием еды для длительных космических операций. Агентство планировало остаться на МКС до 2030 года, но OIG указывает, что к этому сроку не удастся завершить все важные испытания. Следовательно, НАСА необходимо либо смириться с техническим состоянием станции, либо хотя бы к 2028 году найти полноценную замену МКС и перенести исследования. В противном случае, придётся отложить эти исследования или отправляться в космические полёты с большим риском для экипажа.

Несмотря на то, что действия НАСА привлекают большое внимание к развитию частной космонавтики в США, OIG всё ещё не уверено, что к 2028 получится выйти из проекта. НАСА постоянно сталкивается с недостаточным финансированием проектов и отмечает ограниченный спрос на космические услуги, который мог бы стимулировать частные компании развиваться в этом направлении. К тому же, требования к перелётам и оборудованию постоянно меняются, а провести полноценную оценку затрат на проект довольно сложно.

В связи с этим OIG в ходе отчёта постоянно отмечает высокую важность инициатив по поддержанию работы станции и постоянному мониторингу её состояния. Неизвестно, когда частный сегмент сможет предложить НАСА достойную замену МКС. С китайским космическим агентством НАСА не будет сотрудничать из-за политической борьбы между правительствами Китая и США. Глава американского космического агентства Билл Нельсон только усугубляет этот конфликт, заявляя о намерении высадиться на Луну раньше Китая. Он отметил стремительный рост китайской космической программы и указал, что НАСА будет в этом вопросе не менее напористым и первым высадится на Луну. На текущий момент агентство перенесло высадку на 2025 год. Китай планирует отправить тайконавтов на Луну до 2029 года.

Екатерина Хананова