Бедность на пороге: cколько россиян нуждаются в деньгах по сути, и на чем они сберегают — bumgames

© Владимир Смирнов/ТАСС

По официальной статистике, в Рф около 20 млн бедных. Эти оценки далеки от беспристрастных, убеждены специалисты. По сути намного больше людей не могут дозволить для себя самого нужного, не говоря уже о расходах на образование либо отпуск за границей. Но конкретно масштаб трудности смягчает ее остроту для россиян. Они утешаются идеей, что окружающие живут приблизительно так же.

На 100 рублей богаче

Прошлой в осеннюю пору Минтруд высчитал в стране «порядка 13,5% бедного населения». По данным Росстата, лишь за 2-ой квартал 2020-го количество людей за чертой бедности подросло на 1,3 млн. Но в целом показатель относительно стабилен, невзирая на коронакризис. В первом полугодии 2019-го, когда пандемии не было и в помине, уровень бедности составлял все те же 13,5% населения.

Другое дело, что принятые русскими властями аспекты вызывают вопросцы. Уровень бедности в стране определяется по прожиточному минимуму. На нынешний денек – 11 012 рублей на душу населения. «Другими словами, если доход определенного человека превосходит эту сумму хотя бы на 100 рублей, бедным он не считается. Таковой подход, разумеется, занижает настоящие характеристики бедности в Рф», – гласит помощник кафедры региональной экономики и географии экономического факультета РУДН Алена Массарова, которая занимается исследованием трудности бедности.

Русские ведомства очевидно недооценивают характеристики, согласен с ней основоположник финтех-компании «Средства Вперед» (развивает сервис для выплаты зарплат) Павел Гужиков. По его воззрению, в категорию бедных также следует включить людей, которые зарабатывают по 30–40 тыс. рублей, но  имеют таковой размер долговых обязанностей перед банками и МФО, задолженностей по ЖКХ, что живут практически на 10–12 тыс. «Таковых людей в Рф весьма много. Если их тоже включать в категорию бедных, то цифра обязана вырасти как минимум в два раза (по сопоставлению с оценкой Минтруда. – «Профиль»). Это будет наиболее близким к реальности показателем», – гласит эксперт.

В январе финтех-компания проводила совместное с HeadHunter исследование и опрашивала россиян по поводу их денежного положения. 25% участников заявили, что их заработная плата не покрывает даже главные нужды. Еще 39% признались, что средств с трудом хватает на нужный для жизни минимум.

Почаще всего на нехватку средств сетуют рабочий и административный персонал, также работники в сфере транспорта и логистики, искусства, развлечений и масс-медиа.

Но шансы оказаться за чертой бедности больше зависят не от сферы деятельности, а от состава семьи. До этого всего от наличия деток и остальных иждивенцев. Толика бедных домохозяйств увеличивается вкупе с повышением количества деток, отмечает ведущий научный сотрудник Института общественного анализа и прогнозирования РАНХиГС Лена Гришина. К примеру, в Ульяновской области, которую изучила эксперт, в домохозяйствах с одним ребенком уровень бедности добивается 36,7%. А если деток трое либо больше, показатель взмывает до 76,9%.

Без обновок и досуга

По данным Гришиной, больше половины (56%) семей с детками в регионе не могут для себя дозволить часто отдыхать вне дома – сходить в кино, на концерт либо в платный спортклуб. Наиболее 62% – не имеют средств, чтоб поменять старенькую мебель в собственном жилье. Наиболее 20% – не могут поменять изношенную верхнюю одежку либо приобрести хотя бы две пары обуви на сезон любому члену семьи. Еще 17% домохозяйств сказали, что из-за нехватки средств их малыши не получают услуги доп образования.

Но от семей с детками жалобы на нехватку средств, похоже, звучат пореже, чем в среднем по стране. В уже упомянутом опросе, посвященном зарплатам, о нехватке средств на путешествия и новейшую одежку и обувь гласили 75% россиян. 71% признавались, что приходится отрешаться от увлекательного досуга, 42% – от платной медицины и фармацевтических средств. 36% обязаны сберегать на образовании.

В 2018 году Росстат установил, что средней русской семье необходимо 58,5 тыс. рублей, чтоб приобрести все самое нужное, припоминает старший педагог кафедры экономической теории и мировой экономики института «Синергия» Юлия Тулупникова. Для юных семей нижняя планка находилась на уровне 68–69 тыс. рублей за месяц, для неполных семей – 62,5 тыс. рублей. Это намного ниже, чем средний доход в стране. По данным такого же Росстата, в 2020 году он составил 35,3 тыс. рублей на человека.

Доход около 30 тыс. рублей дозволяет выжить на физическом уровне, не умереть с голоду и не замерзнуть, но никак не именовать себя обеспеченным человеком, подчеркивает ведущий аналитик QBF Олег Богданов. «Тех, у кого доход меньше прожиточного минимума, я бы отнес к нищим, до 30 тыс. рублей – к бедным. По таковой методике половина страны будет нищей и бедной», – уверен эксперт.

Различные концепции

К определению бедности в мире существует два главных подхода – абсолютный и относительный, разъясняет Алена Массарова из РУДН. В первом случае чертой бедности служит уровень дохода, нужный для ублажения малого списка потребностей. Другими словами тот прожиточный минимум, на который ориентируются в Рф. «На нынешний денек таковая теория всераспространена в развивающихся странах. И, на теоретическом уровне, при использовании данного подхода к определению бедности, статистически ее можно устранить», – гласит Массарова.

Но чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем посильнее применение данной для нас концепции искажает ситуацию. С ростом благосостояния в обществе уровень бедности, определяемый по прожиточному минимуму, оказывается заниженным, продолжает Массарова. В наиболее развитых государствах представление о бедности опирается не на ублажение малых потребностей, а на отсутствие доступа к благам и услугам, которые необходимы для очень близкого к принятому в данной для нас стране виду жизни. Такие страны употребляют относительную теорию.

Ее основатель английский социолог Питер Таунсенд предложил рассчитывать порог бедности как долю (обычно 50–60%) от среднего либо медианного дохода по стране. Если применить эту теорию к Рф, то порогом бедности окажется сумма около 17,7 тыс. рублей, подсчитывает эксперт из РУДН. Это 50% от среднедушевых доходов, которые, как уже говорилось, в прошедшем году составили 35,3 тыс. рублей. При таком подходе уровень бедности растет в разы.

Но на официальном уровне эту теорию навряд ли воспримут в Рф. Неувязка в том, что при использовании относительного подхода бедность в стране недозволено устранить насовсем: она будет расти вкупе с уровнем жизни. А борьба с бедностью и надежды на ее полную ликвидацию остаются принципиальной частью русской гос риторики.

Что нам мешает

Для русских властей и президента борьба с бедностью остается «абсолютнейшим ценностью», подчеркивал официальный дилер Кремля Дмитрий Песков. В то же время он признает, что «не все выходит» и «разные причины время от времени серьезно мешают в данной для нас работе».

Возможно, в администрации президента имеют в виду падение цен на нефть и международные санкции, подразумевает президент Российско-азиатского союза промышленников и бизнесменов Виталий Манкевич. Но нефть – повторяющийся продукт: если стоимость вырастет, чуть-чуть подрастет и рубль, импорт станет чуток дешевле, а бедность незначительно снизится. Абсолютно это не изменит ситуации. Базовая неувязка не в стоимости на углеводороды, а в низких темпах экономического роста, подчеркивает Манкевич. По его подсчетам, Рф нужен рост ВВП на уровне 4–5%, чтоб его чувствовали все слои населения.

Пока РФ далека от этих цифр. По итогам 2020 года ВВП страны снизился на 3,1%. В сегодняшнем году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предсказывает рост русского ВВП на уровне 2,7%.

Посреди причин, которые «серьезно мешают» борьбе с бедностью, Алена Массарова из РУДН также именует отсутствие нужного количества рабочих мест. Промышленные компании или запираются совершенно, или уменьшают численность работников в рамках программ оптимизации. Тем временем низкие заработной платы и, как следствие, теневая занятость приводят к трудовой незащищенности населения.

Не считая того, решить делему бедных не дозволяет слабенькая система социальной защиты. «Пособий по бедности в очевидной форме не существует. Заместо этого имеются бессчетные группы пособий и льгот, выражающихся как в валютной, так и в натуральной форме. Но они практически не предугадывают адресную помощь малоимущим», – признает Массарова.

Это подтверждается и данными профессионалов из РАНХиГС. Их исследование по Ульяновской области показало, что 37% домохозяйств с детками не получают пособия, так как не знают, какие выплаты им положены. Еще 19% не лицезреют смысла обращаться за пособиями. И лишь 6% утверждают, что не нуждаются в их.

Дело привычки

Невзирая на беспристрастно сложную финансовую ситуацию, россиян примиряют с реальностью как минимум два фактора – привычка к нехватке средств и уверенность, что так живут все.

Настоящие валютные доходы людей сокращались начиная с 2015 года, с маленьким перерывом в 2019-м. За этот период времени произошли суровые конфигурации в потребительском поведении, показывает ведущий эксперт Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики ВШЭ Марина Красильникова. «Сформировались наиболее умеренные модели употребления, экономия на текущих расходах стала новеньким трендом», – отмечает она.

К началу коронакризиса россияне успели вжиться в эти новейшие нормы употребления и режим серьезной экономии. И хотя они сами окрестили 2020 год одним из самых томных за несколько десятилетий, он только укрепил чувство общности уровня жизни.

Обычно приблизительно две третьих россиян отмечают, что живут в целом так же, как большая часть семей вокруг, констатирует Красильникова. Но если в 2016 году толика таковых ответов составляла 72%, то в 2020-м – возросла до 78%. При всем этом осязаемо сократилось количество ответов «живем ужаснее, чем большая часть семей» – с 18% до 12%. «Может быть, тут наблюдается очередное свидетельство особенной, почти во всем внеэкономической природы сегодняшнего кризиса, связанного с пандемией, – он в равной мере коснулся всех слоев общества», – подразумевает Красильникова.

Правда, специалисты не берутся предсказывать, как хватит терпения людей и как длительно они готовы утешаться чувством общности. Сегодняшний год может стать с данной для нас точки зрения суровым испытанием. «Следует учесть, что ситуация с настоящими доходами населения стремительно усугубляется из-за возрастающей инфляции, – остерегает Олег Богданов из QBF. – Можно буквально сказать, что количество нищих и бедных людей в Рф по итогам первого квартала 2021 года вырастет».

bumgames.ru
Добавить комментарий