Иллюстрация: intex-press.by
Продолжающийся в Белоруссии общественно-политически кризис, связанный с выборами президента 9 августа, может получить новое развитие. 8 декабря Александр Лукашенко заявил о своем видении конституционной реформы, о которой в стране идет разговор на протяжении последних месяцев. Озвученный белорусским лидером вариант только подтвердил тезис о том, что президент Белоруссии в принципе не планирует отдавать власть, как бы этого ни хотели его оппоненты.
Согласно заявлению Лукашенко, в Белоруссии должен появиться новый орган управления с закрепленными в конституции функциями. Речь идет о Всебелорусском народном собрании (ВНС). По словам белорусского лидера, эту форму «народного творчества» надо сделать конституционной.
«Не под какие-то личности. Дело не в личностях. Пять собраний уже прошло, и никто не сказал, что это было во вред. И эту норму надо сделать конституционной. Кстати, с диалоговых площадок такие предложения на мое имя уже поступали. Я поддерживаю, но это народу решать», — сказал он во время встречи с медиками в небольшом белорусском городе Столбцы.
Одновременно Лукашенко обрисовал и статус ВНС. По его мнению, собранию должны быть подотчетны руководители парламента, министры и губернаторы, а делегатов следует избирать на пять лет, а не только на время проведения форума.
«Если растворить полномочия президента, будет полный бардак, который мы в середине 90-х пережили. Поэтому нужен орган, который бы всех стабилизировал. Я сторонник того, чтобы все решали вы. Народ должен решать», — подчеркнул белорусский лидер.
Несмотря на то, что данное предложение президента Белоруссии еще не получило официального продолжения, нельзя сомневаться в том, что именно оно станет главной темой назначенного на начало следующего года Шестого Всебелорусского народного собрания, на котором должны будут обсуждаться вопросы дальнейшего развития страны на ближайшие пять лет. Как считают аналитики, озвученный 8 декабря вариант действующего главы государства означает, что все предыдущие предложения трансформации политической системы Белоруссии видятся Лукашенко весьма рискованными с точки зрения сохранения его власти.
Стоит напомнить, что еще до проведения в Белоруссии президентских выборов 9 августа власти республики обсуждали необходимость изменения конституции. Александр Лукашенко неоднократно заявлял о необходимости внесения в основной закон государства изменений, соответствующих новым веяниям времени. Однако вплоть до событий августа 2020 года никаких серьёзных движений в данном направлении сделано не было.
С развитием нынешнего общественно-политического кризиса в Белоруссии стало очевидно, что одним из наиболее приемлемых способов выхода из него является конституционная реформа, которая бы позволила найти консенсус между различными слоями белорусского общества. Об этом говорили не только Лукашенко и представители оставшейся в Белоруссии оппозиции, но и президент России Владимир Путин. О таком пути российский лидер договорился со своим белорусским коллегой во время встречи в Сочи 14 сентября. Об этом Лукашенко напомнил во время своего недавнего визита в Минск и глава российского МИДа Сергей Лавров.
Во время сбора предложений по изменению Конституции Белоруссии стали вырисовываться несколько основных путей реформы, с которыми в той или иной степени были согласны и власти, и их оппоненты. Речь шла о расширении партийного строительства, изменении избирательной системы и статуса президента. Подходы к данным вопросам среди сторонников Лукашенко и его противников могли расходиться в частностях, однако обе стороны были готовы искать компромиссы. При этом сам белорусский лидер не один раз говорил, что он не собирается баллотироваться на следующий срок и при новой конституции его на посту главы государства не будет. Однако последние заявления президента Белоруссии, по сути, перечеркнули практически все, что обсуждалось последние месяцы.
Как считают аналитики, белорусский лидер не решился расширять полномочия политических партий через введение пропорциональной или смешанной избирательной системы, что могло уже в самое ближайшее время пошатнуть его положение в стране. Формирование же собственной политической силы наподобие тех, которые существуют в некоторых странах бывшего СССР, является довольно долгим процессом с весьма непредсказуемыми результатами. Точно так же, как и создание некоего государственного органа, который белорусский лидер мог бы возглавить, уйдя с поста президента. Например, в Белоруссии нет Государственного совета или отсутствует титул «отец нации». Единственным вариантом в таком случае было придание дополнительных функций уже существующим в стране структурам управления. Однако факт превращения в конституционный орган ВНС многими экспертами и политологами даже не рассматривался.
Известно, что статус Всебелорусского народного собрания в Белоруссии весьма специфический. Впервые оно было проведено накануне референдума 1996 года по инициативе Александра Лукашенко, который считает данный форум «мощным демократическим институтом активизации общественного мнения страны» и «одним из важнейших форм прямой демократии». В последующем оно стало проходить каждые пять лет, как правило, перед президентскими выборами, являясь частью предвыборной кампании белорусского лидера. При этом вся процедура проведения ВНС полностью контролируется президентом и его администрацией. В частности, глава государства лично подписывает распоряжение о подготовке форума, утверждает дату и издает указ о его проведении и количестве участников. Делегаты Всебелорусского собрания избираются Собранием уполномоченных по районам и городам, которое также созывается по распоряжению Лукашенко. При этом качественный состав участников ВНС за прошедшие годы практически не изменился, хотя количество и уменьшилось практически вдвое. На форум допускаются прошедшие несколько этапов отбора представители президентской вертикали, государственных учреждений и организаций, лояльные к власти деятели науки и искусства и т. п. Попасть на ВНС представителям оппозиции практически невозможно.
Александр Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании
Во время проведения форума Лукашенко выступает перед делегатами с отчетом за последние пять лет и представляет планы развития страны на ближайшую пятилетку. После этого на ВНС обсуждают услышанное и голосуют за выдвинутые президентом предложения. При этом решения форума не окончательные. После завершения работы собрания их оформляют в резолюцию, которая направляется в администрацию президента и главе государства. Затем она передается в государственные органы, которые рассматривают пункты резолюции по своему профилю и принимают окончательные решения. По сути, ВНС частично напоминает съезды КПСС и народных депутатов СССР и за прошедшие годы всегда одобряло программу Лукашенко на ближайшие пять лет.
В то же время в Конституции Белоруссии о Всебелорусском народном собрании ничего не сказано и не прописаны его полномочия. Власти страны опираются лишь на ст. 37 основного закона, где заявляется, что граждане имеют право участвовать в решении государственных дел «как непосредственно, так и через свободно избранных представителей». Формально возможность созыва такого собрания закреплена в законе «О республиканских и местных собраниях», где указано, что «республиканское собрание может быть созвано президентом Белоруссии по мере необходимости для обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни». Однако вся эта законодательная основа ВНС сегодня не дает никакой возможности Александру Лукашенко использовать его для сохранения власти в случае ухода с поста главы государства. Полностью контролируемое администрацией президента собрание оказалось подходящим инструментом для того, чтобы с его помощью провести серьезные изменения государственной системы республики. Кроме того, ВНС является представительным органом белорусского народа, который формально говорит от имени всего общества, закрепляя легитимность действующей власти, в том числе и на ближайшие пять лет.
Вместе с тем в данном случае есть ряд подводных камней, которые несут определенные риски для Александра Лукашенко. Даже если он сможет изменить статус ВНС, создать в нем некий Президиум, стать его главой и в течение пяти лет контролировать действия государственной власти на основе предоставленных ему народом полномочий. В частности, одной из основных проблем может стать соотношение функций главы Всебелорусского народного собрания и президента республики, если таковой пост останется после конституционной реформы. При этом, как считают аналитики, белорусскому лидеру в любом случае придется озаботиться поиском преемника, чтобы не разрушить существующую в стране систему и не допустить к власти оппозицию.
Вместе с тем появление на политической арене двух центров силы — в лице Лукашенко и нового президента республики — может привести к конфликту между ними. Именно с новым главой государства будут вести переговоры на международной арене, Москва так или иначе должна будет считаться с его позицией, а часть белорусских чиновников будет группироваться вокруг президента. Все это рано или поздно приведет к тому, что новый глава Белоруссии будет стремиться стать независимым от решений ВНС, а значит, и от Александра Лукашенко и его окружения. Более того, вряд ли ВНС и его структуры смогут подчинить себе силовой блок страны, что будет нести дополнительные риски для нынешнего белорусского лидера. Переподчинение же армии и правоохранительных структур Всебелорусскому народному собранию сегодня выглядит маловероятными, хотя исключать и такой вариант развития ситуации также нельзя.
Не понимать подобного риска нынешний глава Белоруссии и его окружение, конечно же, не могут. Это означает, что предстоящая конституционная реформа, если она будет проводиться по предложенному Александром Лукашенко варианту, не сможет снять напряжение в обществе. Даже несмотря на то, что сегодня в республике продвигается тезис о консенсусе власти и части оппозиции по данному вопросу. В частности, идею изменения государственной системы управления по сценарию Лукашенко недавно поддержал Юрий Воскресенский, который позиционирует себя как главный оппозиционный представитель в процессе подготовки конституционной реформы. Стоит напомнить, что ранее он находился под арестом по обвинению в попытке организации массовых беспорядков. Однако после знаменательной поездки Лукашенко в СИЗО КГБ он вышел на свободу и приступил к созданию диалоговой площадки между оппозицией и властью.
Вся его последующая деятельность свелась к оправданию действий белорусских властей по подавлению волнений в стране. После заявления Лукашенко о необходимости изменения статуса ВНС он и вовсе сообщил, что выступает «за закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания как полномочного представительства всех слоев общества». Более того, Воскресенский предположил, что «в постоянно действующий Президиум ВНС могли бы входить бывшие руководители государства». Последнее только утвердило противников Лукашенко в том, что предложенная им схема изменения государственного управления, продвигаемая на различных уровнях, преследует единственную цель — сохранить власть в руках первого президента Белоруссии, не допустив к управлению страной оппозицию. Это означает, что значительная часть белорусского общества, которая негативно относится к нынешней власти и прислушивается к словам ее противников, не воспримет предложенный Лукашенко маневр как реальную реформу госуправления. Поэтому и существующий в стране общественно-политический кризис разрешен не будет.
Таким образом, в случае принятия белорусскими властями предложенной Александром Лукашенко стратегии проведения конституционных изменений в стране республику вполне может ожидать новая волна протестов. Кроме того, международное сообщество либо откажется принимать результаты подобной реформы, либо использует ее в собственных интересах, предложив новому главе государства свою помощь и поддержку. В свою очередь, это не только усугубит раскол среди политической элиты Белоруссии, но и вполне может привести к росту напряжённости в белорусско-российских отношениях. В конечном счете политический кризис в Белоруссии не только не разрешится, но и получит совершенно новые формы, способные навредить стране гораздо больше, чем все нынешние антибелорусские санкции вместе взятые.