Блогеров и юзеров соцсетей дают лишать свободы за инсинуацию — bumgames

©depositphotos.com

Юзерам соцсетей необходимо быть осторожнее – Госдума планирует ужесточить наказания за инсинуацию в вебе. За нее можно будет лишиться свободы на два года, а за клеветническое обвинение в совершении тяжких злодеяний – и совсем на 5 лет. Специалисты именуют предлагаемые санкции непропорциональными, а саму инициативу неактуальной и направленной на запугивание людей.

Посреди декабря единоросс Дмитрий Вяткин предложил Госдуме серьезно ужесточить наказания за инсинуацию, другими словами распространение заранее неверных сведений, порочащих честь и достоинство определенного лица либо подрывающих его репутацию. На данный момент за нее человеку угрожает максимум большой штраф либо неотклонимые работы. Зависимо от тяжести содеянного трибунал может оштрафовать виновника на сумму от 500 тыс. до 5 млн рублей либо выслать на неотклонимые работы на срок от 160 до 480 часов. Эти санкции прописаны в статье 128.1 Уголовного кодекса.

Завышенные санкции – штраф до 1 млн рублей – на данный момент действуют, если инсинуация прозвучала в общественном выступлении либо в прессе. Депутат Дмитрий Вяткин дает, во-1-х, распространить эту норму и на случаи заранее неверных выражений в вебе, также на ситуации, когда оклеветали сходу «несколько лиц, в том числе персонально неопределенных». Во-2-х, к имеющимся вариантам наказания обязано добавиться и лишение свободы до 2-ух лет.

Свою инициативу парламентарий разъясняет тем, что большая часть веб-сайтов не являются средствами массовой инфы, но имеют аудиторию, «существенно превосходящую по охвату» классические СМИ.

«По смыслу законопроекта под него подпадает неважно какая инсинуация, размещенная в вебе. Это могут быть социальные сети, веб-сайты, видеохостинги и другие интернет-ресурсы», – разъясняет управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров.

Также законопроект предугадывает, что на три года можно будет выслать за сетку наветчиков, которые употребляли для злодеяния свое служебное положение. До 5 лет заключения – для тех, кто необоснованно винил человека «в совершении злодеяния против половой неприкосновенности и половой свободы личности или тяжкого либо особо тяжкого злодеяния». За это могут наказать, даже если злостные выражения прозвучали не в вебе либо в прессе, а кое-где при личном общении.

По воззрению депутата, расширение линейки санкций даст суду больше способностей для выбора справедливого наказания.

Неопределенность формулировок

Профильный комитет Госдумы по госстроительству и законодательству уже предложил разглядеть законопроект в первом чтении до конца декабря. И у инициативы довольно высочайшие шансы быть принятой – правительство и Верховный трибунал РФ ее поддержали, хотя и с замечаниями. Они усомнились в необходимости возникновения наказания за инсинуацию в отношении неопределенных лиц. Оклеветать можно лишь конкретное лицо, следует из замечаний ВС РФ, а поэтому идею депутата в данной нам части трибунал именует «не полностью обоснованной».

О этом молвят и опрошенные «Профилем» специалисты. На практике таковая формулировка породит массу сложностей в определении потерпевшего, и в целом в доказывании признаков состава злодеяния, считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Анатолий Логинов. «Непонятно, как депутат дает оценивать истинность сведений в отношении всякого представителя группы «персонально неопределенных» лиц», – гласит он.

С ним согласен юрист столичной коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Рустам Жане, по словам которого, лишь сам человек способен полностью оценить, опозорила ли его честь и достоинство та либо другая информация, является ли она неверной по отношению к нему.

Но не исключено, что спорная формулировка о неопределенных лицах в проекте сохранится. Практически на деньках Госдума приняла во 2-м чтении законопроект о ужесточении административных наказаний за оскорбления. И возникновение в КоАП аналогичной фразы о ответственности за оскорбление «нескольких лиц, в том числе персонально не определенных», депутатов не смутило.

Не считая того, ряд профессионалов считает, что ничего не поменяется от возникновения в статье упоминания ответственности за инсинуацию в вебе. «На практике социальные сети де-факто уже признаются средствами массовой инфы. К примеру, соц ресурс «ВКонтакте» включен в реестр Роскомнадзора как «устроитель распространения инфы», – разъясняет Анатолий Логинов. Поэтому суды за инсинуацию на таковых площадках и на данный момент наказывают наиболее строго (штраф до 1 млн рублей). «Поправка только официально урегулирует то, что и так существует», – считает юрист.

Ужесточение неоправданно

Правительство и Верховный трибунал не против включить в статью 128.1 УК наказание в виде лишения свободы, но специалисты считают это лишним и чрезмерным. «Ужесточение уголовной ответственности является одной из мер, направленных на предупреждение злодеяний, и применяется в ситуации роста числа соответственных злодеяний или степени их публичной угрозы в определенный исторический период», – разъясняет Анатолий Логинов.

По статье 128.1 УК в год в Рф осуждают порядка 100 человек, гласит он со ссылкой на данные судебной статистики за 2017–2019 годы. Например, по данным Судебного департамента при Верховном суде в прошедшем году, по статье о клевете без отягчающих событий были осуждены 64 человека, еще 7 – за такие выражения в общественном выступлении либо прессе.

В связи с сиим, по воззрению Анатолия Логинова, на данный момент нет беспристрастных оснований для ужесточения наказаний за такие злодеяния.

Специалисты сходятся во мировоззрении, что лишение свободы очевидно не соответствует нраву и степени публичной угрозы инсинуации. Инсинуация будет наказываться строже, чем грабеж (ч.1 статьи 161 УК – до 4 лет заключения), если принять законопроект в предложенной редакции, направляет внимание Сергей Егоров, и это, разумеется, несправедливо, так как общественная опасность у грабежа существенно выше, чем у инсинуации.

Не считая того, ужесточение санкций приведет к тому, что за выражения, пусть заранее неверные и оскорбительные, будут наказывать настолько же строго, как и за кражу. По словам адвоката Рустама Жане, инсинуация на данный момент относится к злодеяниям маленький тяжести, и штраф до 1 млн рублей – наиболее чем грозное наказание за нее, лишать человека свободы из-за нее негуманно.

Ужесточение наказания является ранним, потому что на данный момент эта статья не работает полностью, считает управляющий партнер юркомпании «Позиция права» Егор Редин. И наказать обидчика нередко не удается. Одна из обстоятельств этого, по воззрению Егора Редина, «размытость» формулировок в работающем законе.

«В главном, люди не соображают, в чем состоит состав злодеяния по данной статье, считая, что инсинуация – это хоть какое распространение негативных сведений. Человек, которого можно считать инсинуатором по закону, должен буквально знать и осознавать, что то, что он гласит, является неправдой. В случае, если сведения не являются заранее неверными, другими словами человек уверен в том, что гласит правду, его деяния недозволено квалифицировать как инсинуацию», – гласит он.

Судьи разберутся

Специалисты не согласны с резоном создателя инициативы, что судьи получат больше способностей для выбора справедливого наказания, если в статье будет предвидено к тому же лишение свободы.

«Эта фраза не разъясняет, на основании каких данных создатели законопроекта пришли к выводам о том, что в реальный момент у суда, видимо, отсутствует возможность выбора справедливого наказания за инсинуацию», – гласит юрист Сергей Егоров.

Работающая статья 128.1 УК РФ предугадывает несколько разных видов наказания. При всем этом в подавляющем большинстве дел по статье о клевете суды ограничиваются предназначением штрафа, припоминает Анатолий Логинов. «Поэтому настоящая необходимость в расширении списка санкций и включении в него лишения свободы отсутствует», – считает он. По его воззрению, инициатива «больше похожа на устрашение населения и угнетение свободы слова, другими словами очевидное «закручивание гаек».

Декриминализация vs ужесточение

Это не 1-ая за крайние годы попытка законодателей поменять статью о клевете. В конце 2011 года ее совершенно декриминализировали – перенесли в разряд административных правонарушений в КоАП. Но уже через несколько месяцев – в весеннюю пору 2012 года – возвратили назад.

И скоро инсинуация может вновь поменять собственный статус, сейчас перейдя в категорию уголовных проступков. Законопроект о переводе безопасных злодеяний в разряд проступков подготовил Верховный трибунал. Согласно проекту, совершившие таковой проступок в первый раз сумеют избежать уголовной ответственности и, как следствие, судимости. Трибунал ограничится предназначением им судебного штрафа, публичных работ либо ограниченно оплачиваемых работ.

Но возникновение в статье санкции в виде лишения свободы может затруднить таковой перевод.

bumgames.ru
Добавить комментарий