©Shutterstock/Fotodom
Ведомства тратят огромные деньги на цифровизацию, которая объявлена стратегически важным вопросом для государства. В частности, миллиарды направляются на создание и эксплуатацию государственных информационных систем (ГИС). Аудиторы Счетной палаты проверили, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, выделяемые на ГИС в сфере экологической безопасности. Оказалось, что не очень: данных для качественной работы систем не хватает, функционал и наполнение дублируются, а оборудование устарело.
Экологическое состояние страны характеризуется как неблагоприятное, напоминают в Счетной палате. Этот параметр оценивается по более чем 60 показателям, различающимся в зависимости от социально-экономического развития каждого из 85 регионов, их географического положения и климатических особенностей. Поэтому при принятии управленческих решений в сфере экологической безопасности очень важно обладать всей полнотой картины. Обеспечить ее могут государственные информационные системы (ГИС), способные хранить и обрабатывать большой массив полной, достоверной и оперативной информации. Они позволяют моделировать возможное развитие ситуаций и выбирать наиболее приоритетные мероприятия.
Как показало проведенное аудиторами исследование, профильными ведомствами (Минприроды, Росприроднадзор и Росгидромет) такие базы данных создаются, но их использование неэффективно. Это, в свою очередь, влияет на эффективность использования федеральных средств, подчеркивается в докладе Счетной палаты.
Потерянные данные
Наиболее ярким примером неэффективного использования названа Единая государственная информационная система по учету отходов от использования товаров (находится в ведении Росприроднадзора). Анализ показал, что данные Федеральной таможенной службы и Росстата о плательщиках экологического сбора не поступают в нее в полном объеме. Из-за этого страдает администрирование платежа, что приводит к недополучению средств. Фактически в федеральный бюджет поступает около 3 млрд рублей, тогда как при введении сбора прогнозировалось в 10 раз больше – 30 млрд рублей.
С 2019 года Росприроднадзор проводит модернизацию системы, однако она не повышает качество администрирования экологического сбора. Более того, после модернизации система по функциональности и составу данных оказалась аналогична другой ГИС – по утилизации твердых коммунальных отходов, создаваемой Минприроды.
Примером неэффективного расходования бюджетных средств стала и ГИС «Наша природа», созданная для общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (в ведении Минприроды и Росприроднадзора). С 2013 года на ее создание, доработку и эксплуатацию израсходовано уже свыше 119 миллионов рублей, однако система до сих пор полноценно не функционирует. За последние три года в ней зафиксировано всего 192 обращения граждан. Авторы отчета рассчитали стоимость обработки одного сообщения в информсистеме, и она оказалась около 623 тыс. рублей. При этом электронные обращения граждан принимаются на портале госуслуг, что делает дальнейшую эксплуатацию ГИС нецелесообразной.
Также до сих пор не создана информсистема государственного экологического мониторинга, формирование которой было предусмотрено законом еще в 2011 году. Более того, она не сможет эффективно функционировать из-за отсутствия данных. Дело в том, что система должна включать в себя информацию из наблюдательной сети Росгидромета, которая создана не полностью. Так, наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха ведется только в 221 из 1117 городов. Количество гидрологических постов с 2012 года не только не выросло, а даже сократилось на 279 единиц. Сейчас по всей стране их чуть больше трех тысяч, 99 из них законсервированы и не работают, а автоматизировано и вовсе меньше трети.
Еще одна ГИС Росгидромета, которая содержит данные об обстановке в Мировом океане, технически устарела. Треть оборудования полностью вышла из строя, а сама система не обновлялась с 2013 года. Это приводит к снижению точности прогноза о возникновении аварийных ситуаций.
Кроме того, аудиторы обнаружили случаи завышения начальной (максимальной) цены контракта. Например, при создании ГИС мониторинга качества атмосферного воздуха (Минприроды) разница сумм составила свыше 1 млрд рублей.
Проблемы взаимодействия
Цифровая трансформация государства – одна из ключевых национальных целей развития страны, а информационные системы являются одним из ее компонентов, подчеркивает заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
«Если говорить об экологических ГИС, то здесь, как мы видим, остро стоит проблема отсутствия достоверной информации о плательщиках экологического сбора. В результате федеральный бюджет недополучает потенциальный доход. Очевидно, что этот вопрос требует особого внимания со стороны Минприроды», – убежден вице-премьер.
По его словам, замечания и предложения аудиторов будут учтены в дальнейшей работе правительства.
Системы, оператором которых является Росприроднадзор, в целом соответствуют целям их создания, полагает заместитель руководителя ведомства Юрий Акиньшин. По его словам, в 2019 и 2020 годах проведена серьезная работа по анализу проблемных вопросов и предпринимаются все меры по модернизации информационных систем. В настоящее время Росприроднадзор разрабатывает план по устранению выявленных Счетной палатой недостатков.
Особое внимание вопросам охраны окружающей среды уделяется в Москве, рассказал аудитор Контрольно-счетной палаты столицы Анатолий Кузнецов. Объемы расходов на природоохранную деятельность и экологию в 2019 году составили 9,3 млрд рублей, по состоянию на 1 октября 2020 года – 10,3 млрд рублей.
В городе создана собственная автоматизированная информационная система «Единый городской фонд данных экологического мониторинга», которая включает в себя данные по загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, городских почв, мониторингу зеленых насаждений, уровней шума на городских территориях, опасных геологических процессов. При этом контролируется более 480 показателей.
Информация о вывозе твердых коммунальных отходов содержится в автоматизированной системе управления «Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы». В целом функционал этих систем позволяет получать объективные данные о состоянии окружающей среды, считает аудитор.
В открытых и достоверных данных очень нуждается и некоммерческий сектор, подчеркивает руководитель проекта «Если быть точным» благотворительного фонда «Нужна помощь» Анна Арзамасова. Такие данные нужны для организации общественного контроля, планирования деятельности и оценки социального воздействия. При этом некоммерческие организации могут выступать не только потребителями: они могут обогащать государственные данные и добавлять ценности государственным цифровым продуктам.
Например, так происходит в случае с созданным в апреле этого года Минэкономразвития «Реестром НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», который постоянно пополняется. По ее словам, при работе над ним НКО и ведомства эффективно сотрудничают в раскрытии и обмене данными.
Между тем, в этом году фонду отказали в доступе к данным Минздрава и Роспотребнадзора о количестве людей, живущих с ВИЧ, хотя ранее такая информация регулярно предоставлялась.
Что касается данных об экологии, то соответствующее исследование фонд даже не может начать из-за нехватки достоверных и однородных данных во всех регионах.
По мнению эксперта, необходимо обратить дополнительное внимание на проработку таких вопросов, как доступность данных для НКО и налаживание обратной связи с потребителями данных.