«Это увидят мои внуки!». Как «Иди и смотри» офицеров вермахта добил — bumgames

Намедни Денька Победы в повторный прокат вышел кинофильм Элема Климова «Иди и смотри». Идею одной из самых пронзительных лент о Величавой Российскей режиссер вынашивал наиболее 10 лет. А когда в конце 1970-х был написан сценарий, его не утвердили в партийных верхах. Произнесли: «Очень откровенный».

ДО РАЗРЫВА СЕРДЦА

Только с началом перестройки готовый сценарий удалось переложить на синематографический язык. Картина вышла в 1985 году к 40-летию Победы. На афишах сделали специальную пометку: «Лишь для лиц старше 18 лет». Но и те, кто старше 18, не постоянно управлялись с чувствами во время просмотра ужасов, которые фашисты творили на захваченных территориях. Были те, кому становилось плохо с сердечком. Им вызывали карету скорой помощи. И таковых случаев по всей стране было много.

Режиссер Элем Климов во время работы над картиной переживал за психику молодого актера Алексея Кравченко. Исполнителю главной роли было всего 14 лет. Столичный школьник Алеша пришел на пробы за компанию с другом. По сюжету, белорусский паренёк Флёра за два денька, в ходе которых он оказывается в центре карательной операции фашистов в белорусской деревне, из обыденного парня преобразуется в поседевшего старика с морщинами у глаз. Климов специально пригласил на съемочную площадку психолога, чтоб он помогал ребенку сохранить духовное равновесие. Сам Алексей Кравченко позже говорил, что даже спустя почти все годы на встречах со зрителями его преследовал один и тот же вопросец: «Как вы себя чувствуете?» По стране интенсивно прогуливались слухи, что молодой актер не выдержал напряженной работы над ролью и попал в психушку.

На самом деле Алексей опосля кинофильма и свалившейся на него славы тихо закончил школу и начал двигаться в армию — отслужил во флоте три года. Демобилизовавшись и возвратившись в Москву, он повстречался с Элемом Климовым, и тот уверил юного человека поступить в театральный институт, что Алексей с фуррором и выполнил. Сейчас за его плечами 10-ки киноработ, работа в театре, но главной ролью он как и раньше считает роль в «Иди и смотри». Когда в 1986 году журналисты спросили Кравченко, в чем, на его молодой взор, основная мысль кинофильма, он дал ответ: «Чтоб не было войны». А Элем Климов добавил: «Тот, кто запамятывает свое прошедшее, обречен пережить его вновь». Цель собственной работы сам Климов лицезрел в том, чтоб у потомков не стерлась память о самой ужасной войне.

А ведь Климов сам чуток не отказался от данной для нас работы — очень сильна была боль и обида из-за того, что в 1977-м комиссия востребовала приостановить работу над фильмом, который был уже в шаге от пуска. Но здесь веское слово произнес Алесь Адамович, создатель книжек «Хатынская повесть» и «Я из пламенной деревни», соавтор сценария кинофильма. «Я ещё пару раз перечитал толстую книжку документальных свидетельств людей, чудом переживших страхи фашистского геноцида в Белоруссии, — позднее вспоминал Климов. — Книжка называлась „Я из пламенной деревни“, зачинателем сотворения которой был Адамович. Белорусское управление длительно не разрешало её напечатать. Та же история, к слову, произошла и с „Блокадной книжкой“. Почему? Почему такие вещи, горькую народную память, было надо длительно упрямо пробивать? Естественно, эти документальные книжки весьма тяжело читать. Но мне — читать, а каково было тем, кому довелось это пережить? Почти все из их тогда были ещё живые, и некие рассказы-воспоминания белорусам удалось зафиксировать на киноплёнку. Никогда не забуду лицо, глаза 1-го крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из зондеркоманды предложил: „Кто без деток — выходи“. И он не выдержал, вышел, оставив снутри супругу и малеханьких деток… И вот эти лица равномерно населили моё сознание, неотрывно и немо смотрели мне в душу. Они и возвратили меня к данной для нас работе. Они и Алесь».

ГЕННАЯ ПАМЯТЬ

Зрители высоко оценили картину. В 1986 году «Иди и смотри» был признан в СССР наилучшим фильмом года. Его поглядели практически 30 миллионов человек лишь в нашей стране. И сотки тыщ по всему миру: «Иди и смотри» демонстрировалась в большинстве европейских государств.

Зверства фашистов показаны в художественном кинофильме с документальной точностью. Съемки проходили в белорусской деревне и заняли 9 месяцев. Группа была весьма внимательна к деталям. Специально шили немецкую форму. Брали в Европе орудие, которое употребляли фашисты. Взрывали истинные гранаты. Стреляли реальными пулями.

Был ли оправдан таковой риск? Создатели кинофильма убеждены, что да. В сцене, где каратели сгоняют людей в сарайчик, чтоб спалить, в массовке были задействованы местные деревенские обитатели. Они все в детстве пережили военное лихолетье. И в сцене массовой экзекуции сыграл фактор генной памяти. Пережитые страхи всколыхнули память — дамы начали не просто рыдать, а истошно вопить, мужчины выламывали дверь так, будто бы их вправду с минутку на минутку могут предать огню. Кинореальность смешалась с исторической памятью. И все это выплеснулось на экран. У зрителей, сидячих в зале, холодела кровь. Разум отрешался веровать тому, что люди могут быть ужаснее животных: со хохотом спаливать деток на очах у матерей.

БЕЛОРУССКАЯ ХИРОСИМА

Создатели кинофильма никак не преумножили страхи оккупации. В Германии опосля киносеанса во время обсуждения в зале встал старый германец и признался: «Я боец вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом кинофильме — правда. И самое ужасное и стыдное для меня — что этот кинофильм увидят мои детки и внуки».

Соавтор сценария Алесь Адамович в интервью опосля выхода картины напомнил о намерении гитлеровцев стереть с лица земли 5 тыщ белорусских деревень. В рамках этого сатанинского плана было сожжено 127 деревень — в огне погибли 83 тыщ человек. «Это наша белорусская Хиросима», — произнес Адамович, рассказывая о работе над сценарием.

Вначале кинофильм планировали именовать «Уничтожить Гитлера». В финишной сцене герой Алексея Кравченко расстреливает лежащий в грязищи портрет фюрера. Но в верхах заглавие не понравилось. Произнесли, чтоб в течение получаса выдумали новое. Так родилось «Иди и смотри».

Это призыв и к нам нынешним. Выйти из зоны удобства, набраться мужества и узреть воочию, какую стоимость заплатил наш люд за незапятнанное небо, которое сейчас нам кажется кое-чем обыденным и само собой разумеющемся.

bumgames.ru
Добавить комментарий