©коллаж
Анонсы о том, как граждане Рф реагируют на дорожные камеры фотофиксации, в крайнее время больше напоминают фронтовые сводки. Схватки автомобилистов с «глазастыми» аксессуарами стают все наиболее утонченными, ожесточенными и масштабными. В ход уже идут прохладное и огнестрельное орудие, взрывчатые вещества (!), с одной стороны, а с иной – полицейские патрули, бронированные средства защиты, беспилотники.
Сообщения о «диверсиях» приходят из самых различных уголков страны. Согласно данным СМИ, лишь в Столичной области за 8 месяцев 2020 года зафиксировано 213 случаев вандализма по отношению к камерам видеофиксации. Другими словами нападения случаются раз в день! За год количество таковых нападений подросло в 3,5 раза.
Идет война народная…
И подобные ЧП происходят фактически во всех регионах страны. «В Свердловской области мужик бейсбольной битой повредил комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД на трассе Екатеринбург – Нижний Тагил – Серов»; «В Красноярске шофер на УАЗ «Патриот» специально наехал на дорожную камеру, а потом вышел из машинки и избил ее оператора»; «Жертвой вандалов стал комплекс фиксации в Казани»; «Шофер расстрелял из помпового ружья две камеры фиксации нарушений ПДД, установленные в Столичной области около аэропорта Домодедово»…
С камерами бьются самыми различными методами – по ним палят из карабинов и двустволок, их разбивают топорами, трубами, сжигают (за ранее повалив столбы, на которых они установлены), взрывают… В 2019 году неведомые «народные мстители» подожгли стоянку микроавтобусов Ford Transit с мобильными камерами в Раменском районе Подмосковья (сгорело 13 машин).
Общий вред, нанесенный оборудованию за весь 2019 год, лишь по одной компании, работающей в Столичной области, оценили в 18,7 млн руб. При этом фактически в любом десятом случае доставалось и людям, которые обслуживали камеры. Сначала 2020 года компания «МВС Груп» (оператор систем видеофиксации) заменила треноги на камеры, которые установили на крышах брендированных каров Lada Granta, но – не посодействовало, нападения не закончились. Сейчас «мстители» лупят стекла, прокалывают шины, нападают на операторов.
Производители всеми силами пробуют защитить дорогостоящее оборудование: устанавливают на приборы закаленные стекла и бронированные защитные пластинки, вешают доп камеры, которые должны заснять нападающих на главные камеры, устраивают засады, завлекают в помощь эскадрильи дронов. Доморощенные «народные мстители» наряжаются в камуфляж и выходят на тропу войны ночкой – власти в ответ кидают силы правоохранительных органов. Ну чем, скажите на милость, не война? Боюсь, что эскалация «боевых действий» будет длиться. Но почему, фактически, все это происходит? Почему «война» автомобилистов и властей обострилась? Почему людей уже не стращают ни штрафы со почти всеми нулями, ни даже уголовные статьи с настоящим сроком?
На мой взор, здесь почти все понятно. С одной стороны, финансовая ситуация, вызванная долгим карантином, санкциями, а еще инфляция, рост цен на фоне сокращения настоящих зарплат и многообещающей безработицы – оптимизма все это не добавляет. С иной, власти с завидной регулярностью принимают непопулярные меры, которые больно лупят по популяции – от резкого (и не очень обоснованного) роста пенсионного возраста до роста числа штрафов.
В особенности достается автомобилистам, которых, похоже, назначили в роли «дойных скотин». Вырастают цены на авто и бензин, ширятся зоны платных парковок и растут тарифы за пребывание на их, а количество камер видеофиксации издавна превысило все вероятные пределы. По ориентировочным подсчетам, их в стране установлено наиболее 20 тыс., и в наиблежайшее время количество обязано возрости еще на 50%. По самым умеренным прикидкам, по итогам 2020 года все вкупе они выпишут автовладельцам наиболее 150 млн штрафов – это в два раза больше, чем по всей Европе!
Никто при всем этом не возражает, что камеры сыграли свою положительную роль в наведении порядка на дорогах, в сокращении характеристик аварийности, но, кажется, здесь власти уверовали, что с помощью их можно решить все задачи… а заодно и восполнить местные бюджеты. При всем этом, как я понимаю, далековато не все камеры настроены, как следует, и установлены там, где они вправду необходимы (другими словами в аварийно небезопасных местах). И доказательств этому – полным-полно.
Ловушка на улице Дружбы
Радиальный перекресток на улице Дружбы в подмосковных Химках не так издавна стал известен всей стране. Дело в том, что в октябре и ноябре там была введена временная схема движения, которая превратила его в реальную «ловушку для автовладельцев». По решению местной администрации на время ремонта одну из 2-ух полос радиального перекрестка назначили выделенной полосой для автобусов. И установили надлежащие знаки – как выяснилось, с нарушением ГОСТа. Может, потому почти все на их просто не направили внимание. К примеру, символ, узнаваемый как «кирпич», повесили ровно меж полосами, новейшую разметку нанесли временной краской (которая стерлась уже через пару дней), а старенькую не убрали. Но в 1-ый же денек на перекрестке возник мобильный комплекс видеофиксации нарушений, который, как оказывается, работал в режиме пулемета… Но с некой отсрочкой: 1-ые штрафы они начали приходить лишь через месяц опосля установки камер – в ноябре. И люди даже не знали, что что-то нарушают. В итоге меньше чем в месяц они получили с этого места 136 тыс. штрафов на 200 с излишним млн рублей!
Опосля того как сотки незаслуженно оштрафованных водителей начали организовывать стихийные митинги, ситуацией вдруг заинтересовалась областная прокуратура. И по результатам проверки занесла начальнику ГУ МВД Рф по Столичной области представление с требованием – «убрать нарушения работающего законодательства и отменить нелегально наложенные на людей штрафы».
Есть и остальные истории, о которых мы знаем меньше, ну и за пострадавших там никто не вступился. Так, столичный рекордсмен по сборам – безымянная камера на Каширском шоссе около Борисовских прудов. За маленькой отрезок времени (приблизительно 2 месяца) она «выписала» 153,5 тыс. штрафов на сумму наиболее чем 90 млн рублей!
По разъяснению местных обитателей, посреди которых большее всего пострадавших, высочайшая эффективность данной камеры разъясняется весьма просто. В течение 2-ух месяцев на этом участке дороги велись ремонтные работы, и одну из полос движение перекрыли – заместо 4 осталось три. При всем этом никакой опасности сохранности движения не было. Тому есть доказательство – отсутствие аварий. Но если на всем шоссе разрешенная скорость движения – 80 км/ч, то тут (чуток в стороне) возник символ ограничения скорости «40 км/ч». И итог – налицо: плюс 90 млн в бюджет. Совершенно, как считает председатель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, камеры лупят рекорды по выявлению нарушений там, где есть задачи с организацией дорожного движения (не хватает символов, не видно разметки и т.д.) либо просто для чего-то установлены лишниие ограничения. Как известный символ «40» в известном анекдоте.
Игра в одни ворота
Как бы скандальная ситуация в подмосковных Химках на теоретическом уровне завершилась благополучно: прокуратура опротестовала все вынесенные злосчастной камерой постановления. Но вот процесс возврата уже оплаченных штрафов может затянуться на неопределенное время: нужно уладить огромное количество юридических вопросцев меж различными ведомствами – прокуратурой, ГИБДД, Минтрансом Столичной области и обладателем дороги.
Дело в том, что на данный момент наше законодательство не предугадывает способности (даже когда установлена неправильная работа комплекса!) отменять вынесенные постановления без личного воззвания пострадавшего гражданина. При этом два раза: поначалу – с нижайшей просьбой отменить постановление, а потом – с мольбой о возврате средств (если они уже были уплачены). И граждане это знают/соображают, потому почти всегда, опустив голову, идут платить штраф. Даже если знают, что он выписан нелегально. Просто не веруют, что можно биться с системой (тем наиболее – одолеть). В тех же Химках обиженные водители собирались, митинговали, но 80% из их штрафы оплатили.
И в хоть какой ситуации, схожей химкинской, пострадавшим водителям (даже если постановления сочла нелегальными прокуратура!) придется без помощи других обращаться в ГИБДД с требованием отмены этих штрафов. Для этого приехать в подразделение ГАИ, написать заявление, приложить документы в свое оправдание или выслать бумаги по почте – заказным письмом. Раз в год по стране автовладельцы обжалуют несколько сотен тыщ таковых штрафов. А сколько еще махнуло рукою – дескать, глупо биться, лучше я заплачу штраф…
К слову, совершенно не так давно, посреди декабря Госдума приняла поправки в Кодекс о административных правонарушениях (КоАП), которые дозволят водителям обжаловать в электрическом виде штрафы с камер. Но вначале процедура думала как очень обычная (заявление можно было просто выслать через портал госуслуг), а в конечном варианте жалобщикам пригодится к тому же электрическая подпись. Молвят, довольно обычной электрической подписи, для доказательства которой необходимо всего только один раз сходить в МФЦ с паспортом.
При всем этом, чтоб было понятно: вводится только облегченная процедура подачи жалобы, а разглядывать ее будут в обыкновенном порядке. Другими словами в очах сотрудника правоохранительных органов (либо судьи) на одной чаше весов будут «неоспоримые подтверждения», зафиксированные камерой, на иной – слова и резоны обычного автомобилиста.
«Кто может гарантировать, что жалобу не станут разглядывать так же формально, на том же конвейере, как и 1-ое постановление? Нововведение сработает только в этом случае, если очевидно видно ошибку – к примеру, номер указан некорректно», – уверен ведущий эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман.
По химкинскому счету
И здесь опять стоит возвратиться к химкинской истории, уже как к обычной. Непонятны (для непосвященных) здесь два момента. 1-ое. Почему штрафы начали приходить гражданам через месяц опосля нарушения? Ведь на то, чтоб заснять нарушение, камере необходимо толики секунды; еще пару минут – и «письмо счастья» вполне готово, подписано офицером правоохранительных органов и полетело в адресок обладателя авто. Где же оно так подзадержалось в пути? Может, это вышло не попросту так, а преднамеренно, чтобы прошел 10-дневный срок, отведенный на оплату штрафа в половинном размере?
2-ое. В Минтрансе и МВД не раз заявляли, что если вдруг с какого-то комплекса начинает поступать очень огромное количество штрафов, то здесь же проверяется работа данной установки. Тут – 136 тыщ нарушений на одном участке в месяц. Невообразимое количество. Неуж-то это не повод лупить тревогу и выяснять, что происходит на этом участке дороги, где без нарушения проехать нереально?
Но лишь опосля того, как люди стали звучно протестовать, настолько странноватым всплеском нарушителей заинтересовались органы прокуратуры. А вот те, кто призван отвечать за сохранность на дорогах, не увидели никаких нарушений в организации движения.
Сколько нам ведали о том, что задачка камер видеофиксации – не зарабатывать средства, а только дисциплинировать водителей и предупреждать нарушения. Ну и что? Вот для вас определенный пример, который обосновывает ровно оборотное: одна камера фиксирует фактически по 3 нарушения ежеминутно (!), и никто на это внимания не направляет, не удивляется, не начинает лупить тревогу: а что это у нас за окаянное (и, видимо, страшно аварийно опасное пространство!) на улице Дружбы? Что там происходит?
И очередной вывод, очередной вопросец без ответа. Пару раз за крайние годы президент, а следом за ним высшие бюрократы направляли внимание на то, что не прописан порядок установки камер видеофиксации, и это вызывает раздражение автомобилистов. Есть только советы Минтранса, которые, на самом деле, только… советы. И устаревший ГОСТ 57145, где поначалу в 13 пт излагается, где рекомендовано ставить камеры (к примеру, «на участках дорог либо в населенных пт, где вышло 3 и наиболее ДТП с пострадавшими за год»). Кто же здесь поспорит! Но крайний пункт говорит: камеру можно устанавливать и в «других местах на базе анализа дорожных критерий». Получаем правила без правил.
А еще президент возмущался, что нередко за установку камер отвечают личные компании. Да, по договору с местными органами власти и правоохранительных органов, но кто производит контроль? В том же Подмосковье компания получает с суммы всякого штрафа 233 рубля. Получала и будет получать, ведь, как я понимаю, в итоге «химкинской истории» никто не пострадал. Ни один бюрократ и, понятное дело, ни один исполнитель (чьего-то приказа). К слову, непонятно, кто давал распоряжение поставить камеру.
Если честно, в данной ситуации я уже не удивляюсь, когда слышу в новостях, что возмущенные автомобилисты лупят камеры. Я такие деяния, естественно же, не одобряю, осуждаю, но… и не удивляюсь.
(Так что президент, как постоянно, не повинет — ред.НЖ).