«Ужаснее всего жилось в войну и на данный момент»: интервью со столетней екатеринбурженкой — bumgames

Антонина Феликсовна свою жизнь предназначила музыке. Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Антонина Феликсовна вспоминает войну, девяностые и первую в городке машинку

— Меня здесь не так давно фотографировали, и так наснимали, как будто можно 100 лет уже отдать данной нам тетеньке, — шутит Антонина Феликсовна.

Она родилась 7 марта 1921 года и не так давно вправду отметила вековой юбилей. Практически всю жизнь она прожила в Екатеринбурге, застала тут самые различные времена. Она была первой учительницей в музыкальной школе № 3, долгие годы учила деток музыке. А не так давно Антонина Феликсовна переболела коронавирусом. С дискуссий о здоровье мы и начали беседу.

— Самое ужасное было то, что вдруг в голове что-то случилось такое… Что она вроде бы отключилась. Это меня больше всего испугало. Задумывалась, что вот так жить просто не стоит. Не работает голова совершенно. Созидать стала ужаснее, слышать.

— Температура была?

— Была.

— Почему вас не госпитализировали?

— Не могу для вас сказать. Я не понимаю. Приходила доктор, выписала лекарства, что-то там рекомендовала. Видимо, не в таковой тяжеленной форме у меня было.

Не так давно Антонина Феликсовна переболела коронавирусом. Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Поведайте, что же это все-таки за город был тогда?

— Мы жили на Уралмаше, в каком-то совсем страшном каркасном доме, каких на данный момент нет. Погода не чрезвычайно отменная была. Город, естественно, неузнаваемо поменялся.

— В чем наибольшая разница?

— Трамваи прогуливались почаще. Когда в городке возникла машинка, не помню какая. Ну так это ведь было событие! Мы бегали по улицам, смотрели. А на данный момент пройти нигде недозволено. Дома стали такие строить, у меня из окна 25-этажный дом. Я даже жалела их: а если пожар? Естественно, город поменялся в наилучшую сторону. Я что, обязана ругать родной город? Я буду его хвалить!

— Есть что-то, в чем Екатеринбург не поменялся за столько лет?

— Даже не понимаю. Как пруд был, так и есть. Я плохо помню уже на данный момент. Потому на собственный денек рождения я попросила экскурсионную поездку по нашему городку. Я не чрезвычайно ориентируюсь, а мне охото основательно его выяснить. Чтоб мне индивидуально ведали.

На денек рождения она попросила экскурсионную поездку по Екатеринбургу. Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Вы помните, как началась война?

— Ранее у нас на стенке висел репродуктор. Никаких приемников не было. Он не выключался никогда, мы с ним пробуждались. Это был воскресный денек, я была дома одна. А мой брат, на два года меня старше, в 39-м году был взят на службу, выслан на восток. И я слышу этот глас. У меня на данный момент мурашки начинают от этого голоса подниматься.

— Левитан?

— Да. Его глас таковой, что пробирает прямо. Но я всё равно не сообразила значимости этого момента. Поэтому что перед сиим еще были войны — финская, к примеру. И задумывались: «Мы победим, мы посильнее всех». А мать сообразила. Она пришла, я ей произнесла, и она давай рыдать. Мать знала, что такое война. Соображала, что отпрыск в армии. Я подала заявление, чтоб меня взяли в армию. Но меня не приняли. Забрали мальчишек, нашего педагога, который не возвратился.

«Ужасное состояние. Каждое утро ты слышишь: «В итоге огромных боев наши войска оставили…»»

И позже столько ты слышишь городов, о которых я даже никогда не слыхала. Можно географию учить по ним было. Это подавляло до максимума. Было желание посодействовать Родине. Позже сделалось чрезвычайно плохо с продуктами. Все мы были дистрофиками. На данный момент все желают похудеть, а тогда таковой трудности не было.

— Был момент, когда чудилось, что на данный момент немцы дойдут до Свердловска и война будет проиграна?

— Вы понимаете, был некий момент. Октябрь месяц, кажется. Что-то такое в воздухе начинает носиться чрезвычайно плохое. Слава богу, совершился таковой перелом. Тревожно было чрезвычайно, я бы произнесла, на грани. Когда из Москвы эвакуировали.

— Вы помните денек, когда узнали, что война завершилась?

— Естественно!

«Опосля этого много было праздничков: женитьбы, именины, всё что угодно. Но такового… Я на данный момент говорю, а у меня мурашки бегают»

Слух уже носился, поэтому что америкосы ранее сказали. Мы с сестрой и подругой, когда услышали, пошли по улице. Кто-то идет, а мы: «Дяденька, война кончилась!». Люди незнакомые идут, улыбаются и кидаются в объятия. Это была таковая общенародная удовлетворенность. Но с горем совместно, поэтому что кто-то не возвратился, и довольно-таки много. Вечерком на площади 1905 года играл оркестр, танцы были. Все люди как родные стали! Ты никогда его не лицезрел, но вы жили единым кое-чем. Но война — это страшно.

Самым томным временем в жизни бабушка именует военные годы. Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Чем вы стали заниматься опосля войны?

— Я закончила консерваторию. А тогда было так: есть городское управление культуры и областное. В общем, нас распределили в музыкальную школу № 3 во Втузгородке, я была первой учительницей в данной нам школе. Я там кое-где месяц проработала, и вдруг мне стали приходить повестки. Оказывается, нас городской и областной отдел распределили в различные места. Я отправилась в Нижний Тагил. И в это время возвратился из армии мой брат. Мне так не хотелось двигаться в этот Тагил! Но в итоге я там оказалась.

— Как для вас жилось в 90-е годы?

— Я, по-моему, до сего времени их переживаю. Мне всё это чрезвычайно не нравилось. Я ранее соображала, какая у нас страна — социалистическая. А на данный момент я даже не понимаю, в котором мы обществе живем. Может, вы мне скажете?

— Капиталистическом?

— Как-то стремительно мы сюда проскочили.

«Я как-то с капитализмом не дружу»

Но в то же время технический прогресс — это отлично. Ранее, если б произнесли, что можно киноленты глядеть прямо дома, можно было умереть со смеху. Поэтому что что сочинять? А сейчас это всё реально. Уезжали в пионерские лагеря и писали домой письмо. Оно шло недельку, и еще через недельку для тебя приходит ответ. А на данный момент набрал — и для тебя сию минутку приходит. Хотя, снова же. На данный момент стальные двери, а тогда был просто ключ, который закрывали и убирали под коврик. Может, поэтому что воровать было нечего.

Юбилярша до сего времени хранит все поздравления от друзей и учеников. Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Какой период за всю вашу жизнь был самым сложным?

— Естественно, ужаснее всего жилось в войну. Это ни с чем не сравнится — горе человеческое, голод. Городка пачками оставляли. И на данный момент мне не нравится. Коронавирус не нравится, что вы сидите в масках. Что я невылазно год сижу дома. Еще на данный момент мне не нравятся наши телевизионные передачи.

— Какие?

— Я люблю юмористические. На данный момент юмор ни с чем не сопоставимый. Я поражаюсь, что они посиживают и смеются, когда рыдать нужно. В 1961 году я ездила на поезде дружбы в Германию. Мы приехали все измученные, невыспавшиеся. Нас повезли на некое мероприятие. И мы сидим, ничего осознать не можем. И юмор таковой: кто-то кого-либо пнет, и зал смеется. На данный момент у нас что-то схожее. Не очень культурное, меня это не устраивает. Ранее были смышленые, культурные люди.

— А при ком идеальнее всего жилось?

— Я могу сказать, кого я лично не обожала, как личного неприятеля, — это Горбачёв. А идеальнее всего, наверняка, при Брежневе. Как-то спокойнее было. Послевоенное время, когда начало всё налаживаться, возникли, помню, чулки капроновые.

— Как вы относитесь к Сталину на данный момент?

— Быть может, я чего-нибудь не понимаю, но я к нему отлично отношусь. Естественно, 1937 год я не забуду. Я обучалась в классе, где обучались красивые, умные люди. Отпрыск директора Уралмаша обучался с нами. Он даже к нам приходил, говорил.

«Это были чрезвычайно отличные люди, которые вдруг начали исчезать»

И деток их куда-то высылали. Моего папу тоже арестовали, он посиживал целый год, мы ему с матерью передачи носили. Я думаю, он был «маленькой сошкой», начальником почтамта. Это всё есть. Но в то же время у меня к Сталину осталось почтение. Он чрезвычайно не много гласил. Помню, были Черчилль, Рузвельт и Сталин. Они, естественно, были высококультурные люди. Такового, как на данный момент, когда президенты могут перебранки устраивать, что-то мелкое и базарное, не было. «На данный момент мы для вас закроем этот «Северный поток»!» Мне это дико всё не нравится.

— Как для вас на данный момент живется? Какие у вас льготы, какая пенсия?

«Пенсия у меня 24 тыщи рублей»

— Для вас этого довольно?

— Естественно, не воспрепядствовало бы побольше. Но все-же я не одна, мне помогают. Естественно, смотришь на артистов, они кичатся дворцами. Я не понимаю, какой человек может за жизнь на такое заработать. У нас кто-то, кто более-менее высочайший пост занимает, чрезвычайно благопристойно имеет. И в то же время у нас таковая пенсия.

— Как вы относитесь к сегодняшнему президенту?

«Я его за одно уважаю: что он возвратил Крым»

Вот когда Хрущев ни с того ни с этого подарил Крым… Я всё это время переживала. Ну с что ради? Сейчас, я считаю, справедливо, что его возвратили. И это большая награда нашего президента. Я не могу о многом судить, я многого не понимаю. Но в то же время мне и президенты в остальных странах не нравятся. Уровень у их уже не тот.

Антонина Феликсовна продолжает осваивать новейшие технологии. Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

На данный момент столетняя екатеринбурженка живет в большенный квартире со собственной семьей. Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Как вы на данный момент справляетесь с новенькими технологиями?

— Отлично. Правда, я как чего-нибудть возьму, сходу начинается что-то не то… Но мне любой денек приходят сообщения. Ученики бывшие пишут.

— Правда, что вы освоили VR-очки?

— Это у правнучки. Мне трудно с ними, голова кружилась. Но я чрезвычайно даже пробовала! Я лицезрела даже наш двор и нашу помойку в этом аппарате. Мне хотелось поглядеть Лондон, Париж. Поглядела! По улицам меня там водили. Я посиживала на диванчике и ноги подбирала, там подо мной какая-то пучина. Страшновато.

— Не могу не спросить: есть ли некий секрет долголетия?

— Я так и знала! Я всё время говорю: «Во-1-х, никакого секрета я не понимаю, а во-2-х, я не буду разглашать». Нет, это как-то так подошло неприметно.

 ИЗ КОММЕНТАРИЕВ:

Гость
25 мар 2021 

Человеку 100 лет! У нее рабочего стажа лет 80. А она получает пенсию 24000 . Что можно еще сказать о стране(((

гостья
25 мар 2021 

Права Антонина Феликсовна, люди были лучше, а на данный момент размельчали. Как не совестно оскорблять даму, которая достойно прожила собственный ВЕК, работала, растила и учила деток. Дай Бог здоровья Для вас, Антонина Феликсовна!

Гость
25 мар 2021 

Здоровья бабулечке! Живите ещё 100 лет и пусть внуки гордятся вами!

Александр
25 мар 2021 

Да в военное время и то лучше жилось, за такие махинации какие крутят, стреляли у стены и в ямку.

reset
25 мар 2021 в 09:37

Вот и позитиФФ !
100 — лет пора бы научиться дорожить таковыми людьми и прислушиваться к ним, ведь это история крайняя и жива и в собственном уме! Много ли им нужно — нет, чуточку внимания и лишь!
Весьма приглянулась чистота в квартире и комфорт, почти все и в 15-30 лет на такое не способны.
Бабуля молодец — так держать, мини-юбилея 105 лет ждем!
ЗА ВРАЧЕЙ — приходили отписали что-то и ВСЁ !!!
Вот она МЕДИЦИНА СЕГОДНЯШНЕГО уровня.

 

bumgames.ru
Добавить комментарий