Индия традиционно является серьезным партнеров России, закупая военную технику огромными тиражами. Именно Индия своими заказами помогла выжить российскому ВПК в смутное время 90-х и именно эта страна до недавних пор являлась главным покупателем российских систем в мире.
Но времена меняются. И если РФ 30-летнего образца могла предложить индусам передовые, но при этом дешевые технологии, то РФ 2021 года таких технологий не имеет. Их нужно разработать и как раз об этом был проект многоцелевого истребителя пятого поколения FGFA.
Изначальная идея проекта FGFA устраивала обе стороны. Две страны решали разработать новый истребитель и вкладывали на это складчину бюджет. Россия делала основной взнос технологиями, а Индия обеспечивала финансирование проекта.
По итогу, должен был получиться самолет с тиражом 1200 экземпляров. 250-300 машин бронировала за собой Индия, еще 200 встали бы на вооружение РФ, а остальные с легкостью находили покупателя на развивающихся рынках, которым американские F-35 не по карману.
Бонусом к этой теме, Индия впервые в своей истории получала бы реальные технологии производства таких самолетов, что в теории выводило авиаотрасль страны на совершенно новый уровень.
Но всего этого не случилось.
Эксперты отрасли знают, что существует т.н. «индийский маневр». Суть его сводится к следующему. Индусы объявляют о том, что они намереваются провести закупки военной техники очень большой партией. В тендер немедленно включаются ведущие поставщики и начинается…. Фирменный цирк с конями, который длится десятилетиями, а по итогу заканчивается закупкой относительно небольшой партии боевых машин.
Все это время индусы торгуются, выпрашивают скидки, критикуют проекты, сбивают цену всеми доступными способами.
Этот проект на стал исключением.
Дело в том, что деньги на создание самолета Индия должна была выделить еще в 2013 году, но с тех пор на российские счета не упало ни одного рупия, а следовательно проект не продвинулся вперед ни на шаг.
За прошедшие 8 лет, концепция истребителя 5-го поколения успела пройти стадию перспективности и стать обыденностью, а сам проект серьезно уступил в актуальности.
По сути, даже нынешний выход из программы FGFA индусы подали под соусом «сначала примите Су-57 на вооружение», что скорее всего свидетельствует лишь об очередном этапе торгов.
В 2021 в войска поступили первые серийные образцы
В то же время, по всей вероятности Россия решила освоить рынок самолетов 5-го поколения самостоятельно, презентовав на МАКС-2021 макет самолета Су-75.
Таким образом, Индия в ближайшее время вряд-ли может считаться надежным покупателем и с этим мнением по всей видимости согласится большинство иностранных поставщиков.