Фото: niss.gov.ua
Когда, говоря о упадке, его связывают с кое-чем чертовским, то почаще всего это незапятнанная правда. Но не вся. Кризис — это ещё и метод, которым природа борется с различными заболеваниями. Если мне не изменяет память, кое-где до середины девятнадцатого века это слово и использовалось-то, в главном, в медицине — им описывалась пиковая фаза заболевания, опосля которой пациент идёт либо на поправку, либо к предкам. Современное же значение оно зополучило с приходом зрелых стадий развития капитализма. Вообщем, это непринципиально. Кроме того, о чём уже было сказано, хоть какой кризис ещё и открывает окна способностей. Причём часто бывают это самые нежданные окна в самых нежданных местах. И к экономическим кризисам схожее утверждение относится в очень большой степени. Сегодняшний, спровоцированный глобальной пандемией, не является исключением.
А именно, совсем нежданное окно способностей раскрылось для постмайданной Украины, которая в самый разгар мирового кризиса нашла, что её экономика в один момент стала профицитной. И это нежданное подходящее событие (которое непонятно, сколько продлится) может посодействовать ей решить целый ряд заморочек. К примеру, освободиться от кредитной удавки МВФ. Прямо до полного переориентирования на остальные источники кредитования и экономического сотрудничества в целом. Но воспользуется ли она сиим шансом?
Профицит и МВФ
Нежданным результатом пандемического кризиса для Украины сделалось то, что посреди лета её платёжный баланс в первый раз за длительное время стал положительным. В июле профицит его текущего счёта составил 360 млн баксов, в то время как в аналогичный период за год ранее недостаток этого текущего счёта переваливал за млрд. Вообщем, достижением этот итог именовать тяжело, потому что стал он итогом что угодно, но лишь не усилий самой Украины. Очевидно, если подразумевать усилия в положительном смысле слова. За Украину так распорядилась конъюнктура, по прихоти которой практически тормознула глобальная экономика, в итоге что импортируемые Украиной энергоресурсы (нефть и газ) значительно подешевели, а экспортируемые продукты питания и сплав низкой переработки остались в той же стоимости. Этот эффект именуется «сырьевыми ножницами», и на этот раз он обернулся в пользу Украины.
Очевидно, это технический профицит и как длительно он продлится — не совершенно понятно. Так либо по другому, всерьёз рассчитывать на него, как на тенденцию, Украине навряд ли стоит. Но она полностью может пользоваться им для некоторой передышки. А на теоретическом уровне и для избавления от бремени МВФ, о чём на данный момент там интенсивно заговорили. Тем наиболее что Фонд ведёт себя с Украиной достаточно бесцеремонно, навязывая ей совместно с каждым своим кредитом условия, всё поглубже вгоняющие её в кабалу, её экономику в деструкцию, отчётливо подводя правительство под наружное управление. В данный же момент МВФ и совсем оказывает на Киев ожесточенное давление, задержав на неопределённый срок очередные кредитные транши в общей трудности на 1,5 миллиардов. баксов. Ввиду этого дискуссии о том, следует ли Украине и далее иметь дело с МВФ, в очередной раз стали животрепещущи.
За и против
Аргументы каждой из сторон этого спора на данный момент достаточно активно дискуссируются экспертным обществом украинского муниципального образования.
Те, кто считают, что сотрудничество с МВФ нужно сворачивать, апеллируют к последующему:
Кредиты МВФ уже издавна служат для рефинансирования долга Украины ему. Почти во всем они уже носят чисто ритуальный нрав и являются долгами ради долгов, при всем этом ставя правительство в подчинённое положение. В течение ближайших 2-ух лет Украина обязана заплатить фонду около 6 миллиардов баксов, и приблизительно на такую же сумму рассчитана кредитная программка Фонда для Украины на этот же срок.
Положительный платёжный баланс мог бы дозволить Украине порвать кредитный «грешный круг» не боясь за «оперативные расходы».
Доходы «заробитчан» свалились лишь на 10%, а не на 25–30%, как прогнозировалось, а это один из основных источников поступления средств в экономику Украины.
Золотовалютный резерв составляет около 29 миллиардов баксов, что дозволяет закрыть вопросец выплат по долгам — 17 миллиардов баксов.
Возможную потребность в доп финансировании предлагается закрыть из других источников на международном финансовом рынке.
Что касается крайнего, то в действительности таковой источник один, но о этом чуток ниже.
Противники разрыва связей с МВФ молвят о последующем:
Факт сотрудничества имеет символический нрав, без него Украине могут отказать остальные международные партнёры, а нерезиденты могут начать вывод средств из страны, что безизбежно обвалит гривну.
Положительный платёжный баланс был достигнут в том числе и за счёт предшествующего транша МВФ.
Прогнозы на сбор этого года не так неплохи, чтоб можно было глядеть в будущее с таковой уверенностью.
Минфин набрал большущее количество маленьких ОВГЗ, по которым придется рассчитываться в 2020 и 2021 годах, а это доп расходы до 10 миллиардов. баксов.
В связи с углублением кризиса и продолжением падения доходов Украины, наружный долг по естественным причинам может вырасти до 65% от ВВП, что обездвиживает саму возможность структурных реформ, под которые и стоит созодать подобные резкие движения.
Эти замечания тоже полностью резонны, но на теоретическом уровне подобные трудности полностью преодолимы. В этом случае, если Украине поможет иной её экономический партнёр, благодаря резкому росту сотрудничества с которым Украина почти во всем и получила сегодняшний, пусть и технический, но профицит. И это Китай.
Как досадно бы это не звучало
Да, конкретно рост экспорта украинской продукции в Поднебесную, выросший в этом году на фантастические 96,5% (притом, что экспорт в страны ЕС свалился практически на 20%), что именуется, отдал Украине вздохнуть. Наиболее того, конкретно войти на Украину полностью Китай стремится уже долгие годы по целому ряду обстоятельств. Это и желание прибрать к рукам технологическое наследство СССР (которое до сего времени является ценным призом, вопреки всем дискуссиям про «валенки»). Это и рвение получить надёжный сельскохозяйственный придаток (а продовольствие на данный момент ой, как необходимо Китаю, восстанавливающемуся опосля пандемии). Это и много что ещё.
Вот лишь на все эти резоны можно сказать лишь одно слово: как досадно бы это не звучало. Тому есть две предпосылки: финансовая и основная.
Во-1-х, в плане отношений с теми, кто берёт у него кредиты, Китай ничем не лучше МВФ. Это неописуемо жадный империалистический хищник, который уже полностью показал себя в Латинской Америке, где страны вроде Эквадора питали иллюзии на его счёт. Завершилось это для их наиболее чем грустно. И, на теоретическом уровне, перейдя под китайскую ладонь, Украина всего только сменит одних колонизаторов на остальных. С той только различием, что новейшие колонизаторы — это ещё и потенциальные союзники РФ, что для Украины станет доборной головной болью.
Ну а во-2-х… Основная причина тут лежит никак не в плоскости экономики. Правда в том, что сама по для себя Украина не много кому увлекательна. Столько внимания ей «прогрессивным населением земли» уделяется только из-за использования её в качестве боевого покемона против Рф. Грубо, но факт. Но вот лишь Китай в ряде качеств вызывает у данного «населения земли» никак не наименьшую «любовь». Ну и Украина уже пробовала, так сказать, пересесть на китайский сук. Было это при Януковиче. Весьма «многовекторный» был гражданин. Который сам в итоге пересел в Ростов на дону-на-Дону. Чему, к слову сказать, мой родной город никогда не обрадовался. И неважно какая схожая попытка завершится для Украины буквально так же.
Потому все подобные рассуждения — не наиболее, чем рассуждения. И деиндустриализация Украины, методично проводимая МВФ, продолжится далее, кто бы каких аргументов ни приводил. При том что сегодняшний шанс для неё просто может оказаться крайним. Но хищник не выпускает свою добычу. Если это неплохой хищник, естественно.
А Запад — это весьма неплохой хищник.