Как не стало ульяновского феномена — bumgames

Ульяновский механический завод № 2 до недавних пор был хорошо известен своей грузоподъемной техникой марки «Ульяновец» – автомобильными и гусеничными кранами, а также автогидроподъемниками. Предприятие выпускало востребованную строителями продукцию, разрабатывало новую технику, модернизировало производство, обеспечивало жителей Ульяновска работой, платило налоги… В общем вело привычную, будничную, но очень необходимую деятельность… Увы, пять лет назад УМЗ № 2 стал очередной жертвой в череде уничтоженных российских машиностроительных предприятий (как ликвидировали Ковровский экскаваторный завод читайте здесь).

Мое знакомство с УМЗ № 2 состоялось еще в 90-е годы, когда предприятие освоило выпуск автомобильных кранов и автогидроподъемников. На протяжении 2000-х годов я, регулярно мониторя статистику по производству автокранов, стал отмечать для себя феномен ульяновского завода. До определенного момента предприятие, выпускавшее в конце 90-х – начале 2000-х годов по полсотни автокранов в год, как серьезный производитель не воспринималось. Но с середины 2000-х годов завод стал ежегодно увеличивать выпуск практически вдвое. Всякий раз моя реакция на подобные цифры была по Станиславскому: «Не верю!» Прямо Копперфильд какой-то в Ульяновске появился. Неплохо бы сделать ревизию на местах. Сказано, сделано. В 2008 году была достигнута договоренность с гендиректором о посещении предприятия.

Для начала небольшой экскурс в историю.

В 1959 году в Ульяновске началось строительство Ремонтно-механического завода № 2 Минмонтажспецстроя СССР. В 1961 году из ворот предприятия вышли первые капитально отремонтированные автомобильные краны. Параллельно с ремонтом автокранов завод освоил производство решетчатых стрел для гусеничных кранов серии МКГ, выпускавшихся на других заводах Минмонтажспецстроя СССР. В конце 60-х годов в Ульяновске от ремонта автокранов переходят к их производству. В серийное производство пошел 10-тонный кран с механическим приводом и решетчатой стрелой МКА-10, смонтированный на шасси МАЗ-500. Была попытка наладить выпуск 16-тонного автокрана МКА-16, но в серию на ульяновском заводе он не пошел.

100-тонные краны МКГС-100 были ключевой продукцией ульяновского завода в 80-е годы

Коренной перелом в жизни предприятия, связанный со строительством второй очереди завода, произошел на рубеже 70-80-х годов. Расширение завода было нацелено на выпуск гусеничных кранов большой грузоподъемности. Предприятие стало специализироваться на производстве монтажных гусеничных кранов КГ-100.1 (в дальнейшем – МКГС-100) грузоподъемностью 100 т. Позднее появляется уникальный кран МКТ-250 грузоподъемностью 250 т на гусенично-колесном ходу.

Кран МКТ-250 грузоподъемностью 250 т на гусенично-колесном ходу

В начале 90-х годов спрос на тяжелые монтажные краны катастрофически упал, поэтому УМЗ № 2 возвращается к теме автокранов. Первенцем постсоветской эпохи становится 16-тонный гидравлический кран с телескопической стрелой МКАТ-16, несколько позднее в серию пошел 20-тонник МКАТ-20. В этот же период освоен выпуск автогидроподъемника АГП-9 на шасси УАЗ-3303.

Постсоветский автокран МКАТ-20 Автогидроподъемник АГП-9.01

История УМЗ № 2 периода 90-х годов была типичной для множества российских машиностроительных предприятий. Все шло по обычной схеме – акционирование завода его сотрудниками, отсутствие платежеспособного спроса на продукцию, неумение жить по рыночным законам и т.д. В итоге – неминуемое падение в долговую пропасть. К 1998 году, когда у завода появился новый хозяин, за УМЗ № 2 значились долги по зарплате за 9 месяцев, долги по налогам за 1 год, долги по электроэнергии – за полгода. Народ почти весь разбежался – осталось всего 290 сотрудников, 60% оборудования не работало, крыши текли, здания разрушались.

До определенного времени попытки вдохнуть жизнь в умирающее предприятие особых успехов не приносили. В 2002 году генеральным директором УМЗ № 2 стал Наири Чатинян – молодой (25 лет от роду) и амбициозный. С новой командой он начал разгребать все то, что накопилось за 10 лет разрухи: формировать рабочий коллектив, реконструировать цеха, обновлять оборудование, создавать новые модели кранов, налаживать систему продаж и сервис и т.д.

У УМЗ № 2 было свое литейное производство

Была проведена масштабная работа по модернизации производства. Так, модернизация литейного цеха позволила увеличить выпуск чугунного и стального литья со 120 до 300 т в месяц. Было заменено большое количество старых механообрабатывающих станков на современные импортные обрабатывающие центры. Все прежние оставшиеся крупногабаритные станки были модернизированы с использованием немецких ЧПУ. В сварочном производстве ручной труд заменялся сварочными полуавтоматами и автоматами. Для обработки металлоконструкций была смонтирована камера дробеструйной обработки. Окраска выполнялась в немецких окрасочно-сушильных камерах. В 2008 году был введен вновь построенный цех смежных производств. Создан полностью автоматизированный склад. Только в 2007-2008 гг. на закупку нового оборудования инвестировано 10 млн. долларов. Еще 4 млн. долларов направлено на другие нужды предприятия. Численность персонала достигла 1300 человек.

Механическое производство (листайте галерею) Сварочное производство (листайте галерею) Окрасочно-сушильный комплекс, смонтированный в новом цеху смежных производств

Вся проводимая на УМЗ № 2 глобальная работа была нацелена на увеличение объемов производства подъемных кранов и повышение их качества. После 58 автокранов, выпущенных в 2002 году, в 2007-м завод достиг планки в 585 машин. В 2008 году объемы производства доходили до 80 автокранов в месяц. В ближайшей перспективе планировалось делать ежемесячно по 150 автокранов, плюс нарастить производство гусеничных кранов.

Сборочный участок (листайте галерею)

Основу модельного ряда в 2008 году составляли автокраны МКТ-25 грузоподъемностью 25 т. Линейку дополнял кран МКТБ-30 грузоподъемностью 30 т, 20-тонник МКТ-20 на 2-осных шасси МАЗ и КАМАЗ, а также две новых машины повышенной грузоподъемности – 50-тонник МКТ-50 и 36-тонник МКТ-36, модернизированный вскоре в 40-тонный кран МКТ-40. При изготовлении стрел двух последних моделей применялась высокопрочная сталь Domex 700. Краны грузоподъемностью 30 и 40 т монтировались не только на отечественные шасси, но и на зарубежные – Ford Cargo. Для кранов грузоподъемностью от 25 т завод с 2006 года освоил серийное производство сменного рабочего оборудования – люлек.

МКТ-25 МКТ-20 МКТБ-30 МКТБ-30, брендированный под заказчика — продавца китайской строительной техники МКТ-36 МКТ-50

Стоит отметить, что к концу 2000-х годов отечественные производители автокранов начали переходить на новую технологию производства стрел, отправив в отставку стрелы коробчатого сечения в пользу стрел, изготовляемых из гнутых полукоробов. Однако гендиректор УМЗ № 2 оставался приверженцем старой конструкции стрел – с более высокой собственной массой и трудоемких в производстве. Честно говоря, его доводы в пользу коробчатого сечения меня тогда не убедили: ни про оптимизацию рабочих процессов, ни про применение высокопрочных сталей. При прочих равных условиях коробчатая стрела проигрывала гнутой. Также Чатинян был сторонником максимальной простоты конструкции кранов, а это значит минимум электроники, никаких электрогидравлических систем управления (только рычаги). Кран должен быть неубиваемым, ремонтопригодным и дешевым. Более низкой цены по сравнению с конкурентами удавалось достигать благодаря тому, что завод обладал замкнутым циклом производства и почти все компоненты делал сам.

Хотя основной упор в производстве УМЗ № 2 был на автокраны, тем не менее не оставались без внимания гусеничные краны, но их выпуск был единичным, в соответствии с потребностями рынка. К прежней единственной серийной модели МКГС-100.1 грузоподъемностью 100 т в 2007 году добавилась 32-тонная машина МКГС-32. Эта модель имела широкую унификацию с автокранами (по лебедкам, механизму поворота, ОПУ, кабине крановщика). За счет изменяемой ширины гусеничного хода кран в транспортном положении вписывался в дорожный габарит. Дальнейшим развитием 100-тонной машины стали модели МКГС-125.1 и МКГС-150 грузоподъемностью 125 и 150 т соответственно. Кроме того готовилось производство 300-тонного крана, а также велась разработка 63-тонника.

Сборка крана МКГС-100.1 Сборка крана МКГС-32

Для Ульяновского механического завода № 2 последствия экономического кризиса 2008-2009 гг. оказались губительными. Выпуск автокранов по сравнению с докризисным периодом упал почти в 10 раз. Лишь в 2011 году предприятию удалось изготовить более 100 автокранов, в последующие годы объемы производства не превышали нескольких десятков единиц в год. Последний и единственный автокран завод выпустил в 2016 году. В сентябре 2016 года определением Арбитражного суда г. Москвы в отношении УМЗ №2 была введена процедура наблюдения, а завод внесен в официальный Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. В марте 2017 года в отношении предприятия была введена процедура конкурсного производства, а сам завод был признан банкротом.

Так не стало еще одного отечественного производителя строительной техники.

Публикация канала «Строительная техника и транспорт»

bumgames.ru
Добавить комментарий