©Afanasi Kulikov/AKG-Images/Vostock Photo
В год поражения Киева (1240), древнерусской столицы и 1-го из больших городов Европы, в устьях Невы посадились шведы. Сразу под ударом крестоносцев оказался весь Северо-Запад Руси – Псков, Изборск, Новгород. С начала 50-х годов XIII века принявший католичество литовский князь Миндовг, пользуясь покровительством римского папы, начнет пришествие на юго-западные российские земли.
Решительный отпор, данный Александром Невским всем попыткам католического Запада утвердиться в землях восточных славян, смотрится чуть ли не единственно правильным решением. И остается лишь удивляться его превосходной прозорливости, мужеству и последовательности. Князь, родившийся 800 годов назад, в отличие от почти всех политических деятелей Рф 90-х годов ХХ столетия, не колебался в том, что политика разоружения и роспуска военных блоков лишь распаляет агрессивный аппетит Запада.
Кровавые «европейские ценности»
Продолжающийся дележ принадлежности меж светскими и духовными феодалами, престолом св. Петра и христианскими королями превращал государства Западной Европы в далековато не дружелюбных соседей. Церковная мораль изобрела и весьма комфортное прикрытие для откровенного грабежа и захвата чужих территорий: «возвращение блудных малышей в лоно настоящей веры, под покровительство мамы римской церкви». «Материнский» прием для почти всех народов окончился плачевно. Они были на физическом уровне истреблены. Так, например, в процессе таковой благотворительной акции «давнешнего друга» балтов и славян в лице тевтонского ордена, как христианизация язычников, осуществленной по благословению духовного наставника всех католиков римского папы Гонория III, с этнографической карты Европы пропало племя пруссов. Миссионерство в Прибалтике в целом привело к установлению многолетнего крепостного права церковной церкви и германских баронов в землях ливов, леттов, эстов, земгалов и др.
Непосредственный участник церковной экспансии в Прибалтике священник Генрих обрисовал и способы христианизации язычников, видимо, не находя в их ничего предосудительного: «Мы разделили свое войско по всем дорогам, деревням и областям… и стали все спаливать и опустошать. Мужского пола всех уничтожили, женщин и малышей брали в плен… И возвратилось войско с большенный добычей, ведя с собой бессчетное огромное количество быков и овец».
Направьте внимание, чем в цитируемом отрывке хвалится католический священник: убийства, пленение дам и малышей. Можно ли представить для себя схожий пассаж в устах служителя Российской православной церкви, в какую бы эру он ни жил? Даже во времена «Раскола» с его жестокой борьбой, обоюдными проклятьями и призывами к казням ни один священник не написал про удовлетворенность и духовный подъем, испытываемые от пролитой крови оппонентов.
Поражает и историческая устойчивость данной нам животной психологии, уже наиболее полутора тыщ лет удерживающейся на территориях распространения западных веток христианства. Это ее проявления, дожившие до ХХ столетия, сделали вероятным совершение 1-го из самых беспощадных и масштабных злодеяний в мировой истории, когда на ликвидирование и мучительную погибель от удушья в газовых камерах был приговорен целый люд.
Давнешний энтузиазм вызывала у папской курии и правоверная Русь. Преследуя главную цель – навязывание унии, римский понтифик испробовал весь арсенал «богоугодных» мероприятий: потаенная дипломатия через посылаемых никак не для «богословской беседы» миссионеров, открытие в качестве форпостов для предстоящей экспансии бенедиктинских, цистерцианских, доминиканских и францисканских монастырей, военное давление при помощи церковных стран (Венгрия, Польша, Швеция) и, в конце концов, открытая злость воинствующих рыцарских орденов.
Несмываемым пятном на совести католического Запада остается нападение крестоносцев в 1240–1242 годах, т. е. в момент татарского погрома Руси, на страну, заслонившую собой Европу от полного разорения. И это невзирая на то, что вторжение Батыя в Юго-Западную и Центральную Европу как бы создавало подходящие условия для сближения церквей, а может быть, и германского, и славянского мира в целом хотя бы в интересах совместной обороны. Во всяком случае, на Лионском соборе 1245 года папа Иннокентий IV гласил о татарской угрозы и необходимости всехристианского объединения для организации мероприятий по совместной защите и обороне.
Но психология агрессора быстрее толкает его на сговор с иным завоевателем, чем на сотрудничество с возможной жертвой. Возникновение татарских полчищ в Европе могло нести и определенные выгоды для Римской церкви. Установление ига в восточнославянских землях создавало возможность для перекрещивания Руси при помощи хана, а при случае и для воззвания в католичество самих монголов. Схожий «фуррор» мог привести к конечной победе и над основным врагом «вселенских планов» «вселенской церкви» – германским царем Священной Римской империи германской цивилизации.
Цивилизационный выбор
Альянс с монголами облегчал и решение ближневосточных заморочек. Рим продолжала беспокоить Никейская империя, посреди 40-х годов чуть не отвоевавшая Константинополь. Латинская империя нуждалась в защите от турок-сельджуков. Для организации переговоров несложно было отыскать и предмет заинтригованности ордынских дипломатов. В конце концов альянс католического Запада и православного Востока мог обернуться аварией для татарского владычества, и в Орде это соображали не ужаснее, чем в Риме.
В борьбе с Россией католический Запад пробовал условиться даже с Ордой, куда ездила на переговоры миссия францисканца Плано Карпини
Lebrecht Music & Arts/Vostock Photo
Высланная в Каракорум за три месяца до Лионского собора миссия францисканца Плано Карпини, непременно, обязана была прощупать почву для «обоюдовыпригодной сделки». Сразу папа издает две буллы, где всем обещается помощь в обмен на признание власти понтифика.
В свою очередь, Орда зорко следила за развитием событий в Европе. Нашествие монголов не привело к их оседанию на землю. Иссеченная обилием рек и непролазными лесами Русь не годилась для расселения номадов. Но желание сохранить на долгий срок свое господство добивалось узкой дипломатичной игры, сводившей на нет всякую попытку сотворения антиордынского союза в Европе. Потому предложения Запада в Орде повстречали сдержанно, но с нескрываемым энтузиазмом. В итоге два завоевателя не без борьбы условились. Юго-Западная Русь вошла в орбиту воздействия церковных стран, а Северо-Восточная – Золотой орды.
Осмысливая вероятные пути, по которым страна могла бы пойти в этих критериях, историки продолжают спорить о вероятных вариантах и маршрутах развития. Обычно историческая развилка рисуется исходя из убеждений кандидатуры: Запад либо Восток. Соответствующым образом сталкиваются два более видных политических деятеля эры – князья Даниил Галицкий и Александр Невский. При всем этом делаются выводы о несовместимости, диаметральной противоположности их программ возрождения Отечества: если Даниил делал ставку на альянс с католическими государствами, то Александр – на альянс с Ордой. Таковым образом, Даниил в научной литературе стает некоторым «западником», а Александр – ну практически что славянофил, правда, с очевидным азиатским цветом. Положительные либо отрицательные оценки их деятельности в трудах профессионалов, обычно, зависят от политических симпатий и предпочтений крайних. Либералам, естественно, импонирует князь Галицкий, а патриотам-консерваторам обычно поближе князь Владимирский. Разобраться в данной нам запутанной историографической ситуации без кропотливого анализа всего клубка геополитических противоречий нереально.
Князь Даниил Галицкий
The Picture Art Collection/Vostock Photo
Итак, программки возрождения отечества Даниила Галицкого и Александра Невского: вправду ли они так несовместимы и цивилизационно противопоставлены друг дружке? Была ли у их реально возможность выбора?
Для Даниила действительность была несколько другой, чем в землях Руси Владимиро-Суздальской. Галичина и Волынь на всем протяжении юго-западной, западной и северо-западной границы находились в окружении агрессивных церковных стран. Потому и отношение к Западу тут беспристрастно было другим, чем на северо-востоке. С иными внешнеполитическими реальностями приходилось считаться князьям юго-западных территорий. Определенные переговоры с папской курией о способности организации совместного похода против номадов начались еще в 1245 году.
Как и до этого, наместник престола св. Петра обещал помощь небезвозмездно. Плата всюду одна и та же: переход в католическую веру, прием папских легатов и миссионеров и, естественно, земли, крепостные фермеры, средства. Даниил как бы склонялся к способности унии (оговаривая, правда, ряд принципных льгот, в том числе и запрет на приобретение земляной принадлежности на Руси крестоносцами), но только при условии настоящей помощи. Естественно, что в силу очень уж различных интересов условиться не удалось.
Тем не наименее с начала 50-х годов Даниил предпримет еще одну попытку воспрепятствовать наметившемуся сближению Рима и Каракорума, развернув новейший виток переговоров с курией. И осознать галицкого князя можно. К проблеме урегулирования отношений с Ордой, римским престолом, Венгрией, Чехией, Польшей добавляется еще одна – злость Литовского княжества. Сходу опосля нашествия Литва начинает организовывать агрессивные походы в западные и юго-западные российские земли.
Литовский князь Миндовг
Heritage Image Partnership Ltd/Vostock Photo
Стремясь обезопасить себя от Тевтонского ордена на Западе и развязать руки для завоеваний на юго-востоке, литовский князь Миндовг принял в 1251 г. католичество. В Риме ликовали. Папа Иннокентий IV немедленно венчал князя царским венцом и приказал магистру Ордена оказывать свежеиспеченному христианскому королю всяческое содействие. Взяла на себя римская курия и покровительство над политическими планами Литвы относительно спорных земель вдоль северной границы Галицко-Волынского княжества. Замыкая агрессивное кольцо, папа достигнул ослабления воздействия Даниила и в Центральной Европе, а именно в Австрии.
Не отдал плодов и наметившийся альянс 2-ух российских величавых княжений. Ужасная Неврюева рать, обрушившаяся скоро на Владимиро-Суздальскую Русь, и нашествие орды Куремсы на Русь Юго-Западную проявили преждевременность открытой вооруженной борьбы против ига. Лишь орудие дипломатии могло отдать сколько-либо важные результаты. В таковых критериях Даниил испробовал крайнее средство – принял царскую корону. Но это не привело ни к унии, ни к совместному крестовому походу. Планы союза с католическим Западом упали совсем.
Битва за митрополита
В заслугу Даниилу Романовичу можно поставить тот факт, что, правильно осознавая невозможность выступления против монголов в одиночку, он сделал все вероятное для поиска надежного союзника. И не его вина, что во всей христианской Европе, сохранившей свою экономическую и военную мощь, не нашлось ни 1-го бескорыстного ассистента. Адекватная оценка поступавших с Запада предложений дозволила Даниилу Галицкому не принимать поспешных решений. И хотя десятилетние переговоры с Римом не дали плодов в борьбе с ордынским владычеством, границу на пути католического ига Даниил Романович держал неприступной до собственной погибели. Потому и считать его «западником» в классическом осознании было бы некорректно.
Что касается политики Александра Невского, то нужно держать в голове, что не о союзе с Ордой помышлял он – о мире, мире даже таковой тяжеленной ценой, как иго, но во имя будущих генеральных схваток с поработителями. Конкретно в этом направлении вместе действовали владимирский князь Александр и киевский митрополит Кирилл.
Митрополит Кирилл – приметная фигура не только лишь в истории Российской православной церкви, да и всей русской государственности. Потому о нем самом и той только принципиальной политической роли, которую ему довелось сыграть, следует сказать особо.
Опосля разорения Киева в 1240 году митрополичий стол оказался незанятым. Нам ничего не понятно о судьбе присланного из Византии митрополита Иоасафа. Упомянув о его прибытии в 1237 году, российские летописи больше ничего о нем не докладывают. Существует предположение, что он не стал дожидаться прихода «незваных гостей» и бежал в свое отечество. Вправду, если б он находился в Киеве в момент его штурма монголами, то летописцы непременно упомянули бы о великомученической погибели главы Российской церкви. Испуганные же известиями о страхах нашествия греки предусмотрительно отказались, во всяком случае на «неопределенное время», присылать новейших иерархов. Тем создался прецедент, когда в 3-ий раз опосля митрополитов Илариона и Климента Смолятича, возглавлявших Русскую церковь соответственно посреди XI и XII веков, вопросец о избрании первосвященника мог решаться государственными силами.
Изюминка сознания феодальной эры определяется религиозностью склада ума человека. Конкретно потому, невзирая ни на какие трудности, связанные с приспособлением к новеньким политическим реалиям, княжеская власть не могла бросить без внимания вопросец о замещении митрополичьей кафедры. Настоящей возможностью выдвинуть собственного кандидата располагали лишь два величавых княжения: Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское. Северо-Восточная Русь приняла на себя 1-ый и самый разрушительный удар войск Батыя. Князья данной нам земли были обязаны сходу же отправиться к нему на поклон, как хан организовал свою Сарайскую ставку, что означало установление практически вассальной зависимости.
Поход татарской рати против Юго-Западной Руси оказался наименее разорительным. А искавший помощи в Польше и Венгрии князь Даниил Романович совсем избежал столкновения с Батыем. В 1238 году он обладал и столицей митрополии – Киевом. Потому полностью разумно, что инициативу избрания митрополита брал на себя князь Галицко-Волынской земли. Но утвердить собственного кандидата в митрополиты Даниилу удалось не сходу.
Процесс усиления княжеской власти еще встречал на собственном пути как внутренних, так и наружных врагов. В течение 1241–1245 годов Даниилу пришлось устранять 2-ух свежеиспеченных митрополитов. Первым оказался епископ Угровска (резиденция Даниила, им построенная, где он сам открыл епархию), самовольно присвоивший для себя сан митрополита, вторым – игумен Петр, ставленник Миши Черниговского. Ситуация с «доморощенным» митрополитом решалась сравнимо просто. Сепаратистски настроенная боярская оппозиция в силу татарской опасности не рискнула открыто вступиться за собственного кандидата. Лишив без особенных затруднений угровского самозванца не только лишь митрополичьего, да и епископского сана, Даниил Романович перенес саму резиденцию и епархию в новейшую столицу – Бугор.
Отстранение второго претендента происходило существенно труднее. Для того чтоб положить конец его духовной карьере, Даниилу пришлось пройти через битву против Миши и Ростислава Черниговских, победа над коалицией которых, поддержанной польскими и венгерскими отрядами, свершилась в 1245 году.
По сообщению Ипатьевской летописи, избрание Даниилом в митрополиты некоего Кирилла вышло не позже 2-ой половины 1243 года, но для официального поставления главу Российской церкви был должен утвердить греческий патриарх.
В 1204 году в итоге IV крестового похода пал Константинополь. Большая часть византийских владений перебежала в руки западных рыцарей и церковной церкви. Большая империя, столетиями игравшая роль «первой скрипки» в мировой политике, распалась на огромное количество враждующих меж собой стран. Очагом греческого сопротивления стала отделенная от их бывшей столицы Босфором и горными перевалами так именуемая Никейская империя, где до захвата Константинополя Мишей VII Палеологом в 1261 году находилась резиденция патриарха. Конкретно сюда, в Никею, для поставления в сан митрополита Даниил Романович был должен навести собственного кандидата. Вышло это не позже озари 1246 года, когда галицкому князю удалось отстоять свое право на великое княжение в борьбе с Мишей Черниговским.
О жизни и деятельности Кирилла до его поставления в митрополиты нам достоверно ничего не понятно. Ипатьевская летопись, рассказывая о событиях в Юго-Западной Руси, именует некоего Кирилла, печатника князя Даниила Галицкого, не раз выполнявшего его военные и дипломатичные поручения. В специальной литературе вопросец о том, являются ли печатник и митрополит одним и этим же лицом, не решен совсем.
В последующем, 1250 году митрополит венчал отпрыска Даниила Льва с дочерью его недавнешнего противника – венгерского короля Бэлы IV. Ранее пробы устройства этого брака в Венгрии отторгали. Изменение настроений соединено с поездкой Даниила в Орду. Батый оставил за ним все его земли. Хан сознательно оттягивал окончательное покорение Галицко-Волынского княжества, многие городка которого оставались неприступными, а «замятия» в Каракоруме заставляла значительную часть сил держать на Востоке. К тому же в Сарае еще не оценили действительность объединенного антиордынского выступления христианских стран Европы. Заключение династического союза с Венгрией, безусловн, являлось шагом в этом направлении.
Неотложных дел добивались и трудности восстановления церковной жизни. Свое пастырское служение Кирилл начал с самостоятельного объезда всех епархий. Необходимо оценить урон от нашествия на местах и испытать вернуть уцелевшее. Совершенно, Кирилл стал первым и чуток ли не единственным митрополитом, несшим службу не на собственной кафедре, а в неизменных разъездах по митрополии.
Конкретно тогда, во время первой поездки по митрополии, Кирилл в первый раз повстречался с княжившим в Новгороде Александром Невским. И с этого момента все большие политические мероприятия князя отыщут поддержку у духовного фаворита церкви, сконцентрировавшего свою муниципальную и церковную деятельность в северо-восточных землях. В источниках отсутствуют всякие сведения о пребывании его при дворе Даниила Галицкого начиная с 1250 года. Но, согласно летописным сообщениям, митрополит Кирилл посещал Владимиро-Суздальское княжество в 1251, 1252, 1255, 1256, 1262, 1263, 1271, 1274 годах. Разумеется, что в лице митрополита Александр Ярославич отыскал единомышленника и мудрейшего советника.
Создатель – кандидат исторических наук, доктор МПГУ