Новости экономики 24.08.2021 — bumgames

Власти рекордно сократили расходы на медицину в регионах

Российские регионы резко сократили расходы на финансирование системы здравоохранения, несмотря на третью волну Covid-19 и рекорды заболеваемости с начала пандемии.За первую половину года субъекты РФ, на которые приходится две трети бюджетного финансирования поликлиник и больниц, потратили по медицинским статьям 687,3 млрд рублей, следует из данных Минфина РФ.

По сравнению с прошлым годом расходы были урезаны на 112,5 млрд рублей, или 15%, что стало рекордным сокращением среди всех статей региональных бюджетов.

Правительство РФ, управляющее федеральной казной, также провело секвестр финансирования медицины, хотя и в меньшем масштабе — на 20 млрд рублей, или 2,6%.

Пустить «под нож» финансирование медицины региональные власти решили даже несмотря на рост поступлений в местные бюджеты и накопленный с начала года профицит.

В целом по стране собственные доходы субъектов выросли на 1,677 трлн рублей, или 24%, до 6,115 трлн. Налога на прибыль удалось собрать на 31,5% больше, чем годом ранее; сборы НДФЛ подскочили на 17,8%, акцизов — на 19,9%, налогов на имущество — на 11,9%.

Безусловно, такой результат связан с эффектом низкой базы — во втором квартале прошлого года действовал локдаун, указывает ведущий научный сотрудник «Центра развития» ВШЭ Андрей Чернявский.

Расходы региональных властей выросли на 8%, а если учесть инфляцию — то лишь на 2% в реальном выражении. В результате в консолидированном бюджете регионов образовался профицит в размере 447 млрд рублей. Число регионов с «дырой» в местном бюджете с 47 в прошлом году сократилось до 19.

Впрочем, положительный результат по бюджету для первой половины года — норма, отмечает Чернявский: как правило, регионы тратят львиную долю в декабре.

 Если опираться на статистику предыдущих лет, то к концу года расходы бюджетов субъектов могут достичь 16,8 триллиона рублей, что даст рекордный дефицит на 1,2 триллиона, профинансировать который будет невозможно, считает эксперт.

Поэтому более вероятен сценарий ограничения расходов во втором полугодии и дефицит на уровне прошлогоднего — около 677 млрд рублей.

*****

Путин заявил о завершении восстановления экономики

Этап восстановления российской экономики практически завершился, заявил президент РФ Владимир Путин на съезде «Единой России» во вторник.

Потеряв 3% в прошлом году, ВВП России вырос на 4,7% в первой половине 2021 года и, по оценке Минэкономразвития, в июне вышел на доковидный уровень.

Хотя во втором квартале Росстат зафиксировал рекордный за 20 лет рост — на 10,3% относительно того же квартала прошлого года, ниже докризисных показателей остаются добыча сырья (-1,9%), пассажирские перевозки (-25,8%), а также реальные располагаемые доходы населения. Они, хотя и выросли на 6,8% во втором квартале, не дотягивают 0,8% до уровней 2-летней давности, а относительно «докрымского» 2013 года снижаются почти на 10%.

«Сейчас наша экономика восстанавливается», — описал ситуацию Путин.

«Принципиально важно, чтобы после этапа восстановления, а он практически закончился, не наступила пауза какая-то, — добавил президент. — Нужно добиться, чтобы рост экономики приобрел устойчивый, качественный и долгосрочный характер. Чтобы повышались доходы людей и открывались новые рабочие места».

Для этого, по мнению Путина, нужно как можно скорее запускать инфраструктурные проекты, в том числе на Дальнем Востоке и в Арктике. Речь идет, в частности, о скоростной автодороге Моска-Казань-Екатеринбург, которую, по мнению Путина, следует «продлить до Тюмени».

«В приоритете и железнодорожная магистраль — Северный широтный ход, которая позволит стимулировать деловую активность, освоение громадных природных ресурсов Арктики, Урала, Сибири, включая Ангаро-Енисейский регион, и уже сейчас есть целая линейка инструментов и финансовых источников, чтобы приступить к этой работе», — заявил Путин.

В этом году правительство уже одобрило выделение 1,151 трлн рублей из Фонда национального благосостояния на крупные стройки и проекты ускорения, от которых Кремль ждет прорыва к темпам роста не ниже мировых.

188 млрд рублей досталось РЖД на восточную часть БАМа, 105 млрд — на Московский железнодорожный узел. 150 млрд рублей было выделено на проект скоростной автодороги М12, 50 млрд — на дорогу Казань-Екатеринбург.

97 млрд рублей заложено на обновление поездов петербургского метрополитена, 150 млрд — на модернизацию изношенных сетей ЖКХ в регионах. 200 млрд выделено авиапрому, 50 млрд — «Росатому» и еще 155 млрд — Минэкономразвития на проект Ангаро-Енисейского макрорегиона.

Несмотря на высокий догоняющий рост ВВП, который в этом году может составить 4-5% и стать рекордным с 2012 год, Россия продолжает накапливать отставание от мировой экономики, отмечает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка.

Если ориентироваться на оценки МВФ, то в 2022 году ВВП РФ превысит докризисный уровень на 4%, тогда как мировой ВВП — на 8%, а ВВП Китая — на 17%.

Вероятно, расходы из фонда будут увеличиваться, несмотря на то, что прежде правительство твердо придерживалось тактике накопления резервов, считает Орлова: «Желание стимулировать экономический рост приведет к поиску дополнительных проектов для финансирования из средств ФНБ».

*****

Россия попала в «замкнутый круг» бедности: В четырех регионах за чертой нищеты оказались больше 20% населения

В то время как Росстат отчитывается о снижении уровня бедности в стране, российские регионы продолжают тонуть в массовой нищете.

При среднем по РФ уровне бедности в 12,1% на конец 2020 года в отдельных субъектах этот показатель превышает общероссийский в разы.

Антилидерами по доле граждан с доходами ниже прожиточного минимума стали Тува, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Республика Алтай. Такие данные, как сообщает ТАСС, привел во вторник замдиректора департамента информационных технологий Минтруда Андрей Лебедев на пленарной сессии форума «Сообщество».

Наибольший уровень бедности фиксируется в Туве — 34,1% населения не смогли дотянуться до официального прожиточного минимума. 
Почти столько же — 30% бедных — статистика видит в Ингушетии. В Кабардино-Балкарской Республике и Республике Алтай в условиях нищеты живет практически каждый четвертый — 24,2% и 23% соответственно.

 Можно говорить «о якорной бедности», которая превращается в «замкнутый круг», заявил Лебедев: «Когда семья глубоко бедная находится глубоко в такой стадии, она не может вырваться, дети не могут получить соответствующее образование».

«Выход из этой бедности — это два фактора: максимально эффективная занятость, то есть в регионе должна таким образом быть выстроена социально-экономическая политика, чтобы тот же самый ученик, студент мог найти эффективную работу, и социальная сфера, в том числе социальный контракт», — пояснил чиновник.

Наименьший уровень бедности в России (от 5% до 10%) был зафиксирован в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Курской, Белгородской, Воронежской, Свердловской и Ярославской областях, Республике Татарстан, Ямало-Ненецком АО, Ханты-Мансийском АО, Магаданской и Сахалинской областях, Чукотском АО.

В 2018 году, заступая на четвертый президентский срок, Владимир Путин поставил задачу вдвое снизить уровень бедности к 2024 году — до 6,5%. Спустя три года цель признали невыполнимой и отодвинули ее срок на 2030 год.

К выполнению приказа президента тем временем подключили Росстат, который оперативно изменил методику расчета бедности, благодаря чему уже в прошлом году число бедных начало снижаться, несмотря на пандемию. 

К концу второго квартала 2021 года, численность армии «бедных», согласно Росстату, рухнула на 2 миллиона человек (до 17,7 миллиона), а их доля в населении — на 1,4 процентного пункта, до 12,1%.

Статистическое чудо породила новая формула прожиточного минимума: если раньше он рассчитывался каждый квартал, то теперь это делают раз в год; при этом его размер привязан не к стоимости минимально необходимого набора товаров и услуг, а к средним доходам населения (44,2% от медианного среднедушевого дохода). Причем база для расчета может оставаться неизменной в течение пяти лет.

Иными словами, если, например, медианный доход на одного человека в России снизится до 1 рубля, но при этом никто не будет получать меньше 44 копеек, то уровень бедности в стране будет считаться нулевым.

*****

 Банки передали коллекторам больше 300 миллиардов рублей долгов россиян

Бум потребительского кредитования, который переживает Россия на фоне падающих доходов населения, продолжает добавлять работы коллекторским агентствам.
За первую половину года банки передали на взыскание долги физлиц на 311 млрд рублей, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА).Сумма, переданная коллекторам по агентской схеме, когда взыскатель работает от имени банка, а долг остается на балансе кредитора, выросла на 14% в годовом выражении и достигла 3-летнего максимума.Спрос на услуги коллекторов устойчиво растет в течение года: в первом квартале им досталось 145 млрд рублей просроченных займов, во втором — уже 166 млрд.

В среднем агентствам удается вернуть лишь каждый пятый рубль просрочки: эффективность взыскания хотя и выросла на 2,2 процентного пункта, составила 18%.

Относительно удачно коллекторы работают с долгом, по которому есть залог: 35% удается взыскать с просроченных автокредитов, 30% — с ипотеки. В то же время по кредитным картам вернуть получается лишь 6% долга — то есть в среднем каждый семнадцатый рубль.

Потребность в коллекторах продолжает расти вместе с потребительским долгом на балансе банков, который к 1 августа обновил исторический рекорд и перевалил за отметку 23 триллиона рублей.

С начала года, по данным ЦБ РФ, банки выдали физлицам 3,134 триллиона рублей займов, а за год увеличили портфель на 4,5 триллиона рублей, или 24%.

Объем просроченного долга, если верить центробанку, вырос всего на 22 млрд рублей за январь-июль, что в 14 раз меньше суммы, которую банки передали коллекторам.

По данным регулятора, на 1 августа на балансе банков «висела» просрочка физлиц всего на 977 млрд рублей. В реальности же объем долга, по которому клиенты не смогли расплатиться, кратно больше.

На конец первого полугодия 2,3 триллиона рублей задолженности физлиц находилось на принудительном взыскании у Федеральной службы судебных приставов.

Объем кредитов, по которым клиенты-физлица проиграли суды и попали в работу к ФССП, вырос на 500 млрд рублей за 6 месяцев. Всего же в работе у приставов 12 миллионов исполнительных производств по долгам населения.

*****

Российскому автопрому велели за 9 лет научиться делать электромобили

Правительство России утвердило концепцию развития электротранспорта, поставив амбициозную цель сделать электрическим 10% национального автопрома в течение 9 лет.

Согласно документу, уже в ближайшие три года производство электромобилей нужно довести до 25 тысяч единиц в год, к 2028-му увеличить этот показатель вчетверо, а к 2030-му — довести до 200 тысяч машин.

«За электромобилями или машинами, которые работают на более экологичных силовых агрегатах, — будущее», — заявил, открывая заседание кабмина в понедельник, премьер Михаил Мишустин.

Сейчас, согласно концепции, электромобиль на 750 тысяч рублей дороже своего бензинового аналога, хотя его эксплуатация при определенных условиях может быть более выгодной. При этом через шесть-восемь лет цена станет существенно привлекательнее благодаря достижениям в технологиях хранения энергии, пишут авторы документа. К 2024 году, согласно концепции, в РФ нужно построить 9,4 тысячи зарядных станций, из которых треть — быстрые, а к 2030-му довести их число до 72 тысяч. Чтобы стимулировать спрос граждан, правительство планирует установить минимальную долю мест для электромобилей на парковках и автостоянках, а с 2022 года — запустить эксперимент по свободному проезду электромобилей по платным дорогам.

Финансировать амбициозный проект планируется в том числе за счет бюджета, который, по задумке чиновников, будет выкупать электромобили у производителей по госзаказу. Первые бюджетные деньги автопром увидит в 2024 году, когда планируется установить квоту для закупки электрокаров для госнужд.

Первыми в производство пойдут модели Kia и Hyundai, которыми, по задумке правительства, займется калининградский завод «Автотор». Ему поручено наладить конвейер к 2023 году.

Вслед за электромобилями на дорогах должны появиться машины на водороде, полагают авторы концепции. Заключение специнвестконтрактов (СПИК) по созданию производств водородных топливных элементов планируется в декабре 2022 года. При этом к 2030-му водородных машин нужно производить не менее тысячи в год.

Власти рассчитывают на то, что реализация заложенных в концепцию идей и решений позволит России сформировать собственную индустрию по выпуску электромобилей, привлечь частные инвестиции, создать около 40 тысяч высокопроизводительных рабочих мест по всей технологической цепочке — от электрохимии до производства автотранспорта на электротяге, заявил Мишустин.

«Нам нужно активно развивать это направление, тем более что целый ряд компетенций в стране уже есть», — подчеркнул он

*****

Германия отказалась обслуживать двигатели для российского флота

Страны Запада продолжают сжимать кольцо технологических санкций в отношении российской промышленности.

Вслед за авиапромом под удар экспортного контроля, запрещающего поставки в РФ продукции двойного назначения, попала Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — на 100% принадлежащий государству холдинг, объединяющий 40 конструкторских бюро, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий.

Иностранные компании все чаще отказываются от обслуживания комплектующих, поставленных отечественным судостроительным предприятиям, сообщил на брифинге глава ОСК Алексей Рахманов.

«Проблема нарастает с каждым днем», — констатировал он. Растет как количество задержек с поставками продукции из-за рубежа, так и число полных отказов в обслуживании со стороны иностранных подрядчиков.

В частности, сложности возникли с двигателями из Германии.

«Есть у нас, например, один пароход, по которому немецкий поставщик двигателей объявил отзывную кампанию, нас об этом уведомил, и уже пятый месяц не приезжает. А объясняют это тем, что, несмотря на то, что подписан контракт и двигатель поставлен нам на завод, они повторно обращаются в BAFA (Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля Германии)», — цитирует Рахманова ТАСС.

В марте 2021 года стало известно, что поставки силовых установок для российских кораблей заблокировала Норвегия. 
Власти страны отказались одобрить сделку по продаже российскому «Трансмашхолдингу» (ТМХ) завода Bergen Engines, который специализируется на производстве судовых двигателей.

Крупнейший машиностроительный холдинг России, на заводах которого строятся силовые установки для ОСК, планировал приобрести норвежский актив у британской корпорации Rolls-Royce за 150 млн евро. Но сделку, которая открыла бы России доступ к западным технологиям судового двигателестроения, затормозило Управление национальной безопасности Норвегии.

Созданная в 1946 году Bergen Engines является поставщиком для норвежского флота, а также обслуживает более 5 тысяч находящихся в эксплуатации силовых установок. «Очевидно, что российская компания не может быть допущена к обслуживанию критического оборудования оборонного назначения», заявили тогда в совместном релизе норвежские Минобороны и Минюст.

По данным Центра статистики и мониторинга инноваций НИУ ВШЭ, почти треть всех передовых технологий, которые используются на производстве в РФ, закупаются за рубежом. При этом в период 2011-18 гг технологическая зависимость уверенно росла: доля импорта с 21,1% подскочила до 29,3%.

*****

bumgames.ru
Добавить комментарий