О ценностной базе страны социальной справедливости — bumgames

Верен ли прогноз страны справедливости, как неминуемого эволюционного шага института страны, с позиций научной футурологии? Закономерен ли переход к нему либо его образ есть область политических желаний? Для ответа на эти вопросцы следует выявить исторические тренды эволюции страны.

ГОСУДАРСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕГАЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Природа человека, в отличие от гомогенной био природы звериных, гетерогенна. В ней есть био, соц и духовная составляющая. Как контрэволюционная проекция выделяется образ античеловека, обратного человеку социализированному и духовному. Соответственно, могут быть выделены четыре типа организации человечьих сообществ.

1-ый тип связан с естественно-биологической природой человека. Люди соединяются воединыжды в данном случае для ублажения естественных потребностей — сохранности, питания, продолжения рода. Простая и всепригодная форма такового объединения — семья и род. «Семьи», поточнее протосемьи, создаются и звериными, но у человека они получают социализированный нрав, нацелены не лишь на био воспроизводство, но и на решение соц и духовных вопросцев, на целеполагание и целедостижение.

2-ой тип человечьих объединений определяется социальной составляющей природы человека. Люди соединяются воединыжды для совместной деятельности в решении тех либо других стоящих перед обществом либо группами общества задач. Соответствующими объединениями такового рода являются трудовые и профессионально-трудовые объединения. К этому же типу относятся объединения на базе той либо другой групповой принадлежности.

Духовная составляющая природы человека предполагает объединение на духовной платформе. К такому типу объединений относятся религиозные общины. Объединяющим началом выступает в данном случае приверженность определенным идеям и ценностям. Надлежащие объединения могут создаваться из приверженцев определенной идеологии, учения, ценностного манифеста. Объединяться люди могут не лишь в добре, но и во зле. Вместе с социализированными объединениями, есть объединения асоциальной направленности. Традиционным примером таковых объединений выступает криминалитет. В хоть какой из культур известны объединения, консолидируемые на базе девиаций либо пороков.

В проекции исторического времени население земли движется от объединений, определяемых био природой к объединениям, определяемым природой социальной, и от их — природой духовной. В развертке данной для нас эволюции находится и правительство. С одной стороны, оно соединено с социальной природой человека, так как решает препядствия общежительства. С иной, с природой духовной, так как достижение эталона справедливости нереально без соответственного уровня духовности человека (рис. 1).

Рис. 1. Эволюционная природа генезиса человечьих сообществ

Вектор эволюции в мегавременной будущей перспективе состоит в усилении социальной и дальше духовной составляющей жизни человека. Выполнить с опорой на социальную солидарную составляющую прорыв к жизни духовной — перспектива мегаэволюционного проекта страны справедливости. На одном из шагов при осуществлении таковой трансформации правительство социальной справедливости перебегает в нравственное правительство. Осуществляется описанное в религиозных текстах преображение человека. Дальше — переход к государству справедливости, праведному государству.

Но существует и контрэволюционный проект. Он имеет прямо обратную направленность. Эта направленность есть десолидаризация. Заместо идеи преображенного населения земли, в какой бы версии (православной либо коммунистической) она не выступала — этот антропологический ориентир, если именовать вещи своими именами, ориентир античеловечества (рис. 2).

Рис. 2. Истоки мировой исторической кандидатуры

Отсюда оценка Александром Зиновьевым сущностных итогов «прохладной войны»: «Для Запада неувязка разгрома Русского Союза была не просто неувязкой ослабления военного, политического, идейного и экономического соперника. Это была неувязка поражения эволюционного соперника, угрожавшего устроить мировой порядок по собственному плану и имевшего на это настоящие шансы»(Зиновьев А. Российская катастрофа).

ИДЕОЛОГИЯ СОЛИДАРИЗАЦИИ — ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Истоки кандидатуры «правительство социальной справедливости — правительство антропологического неравенства» соединены еще с Евангельским посланием.

Развилка исторического выбора фиксируется конкретно там. Один подход, на котором выстраивалась система древнего мира, состоял в том, что «раб не есть человек». Варвар тоже не числился человеком в полном смысле. Утверждались дихотомии раб — государь, римляне — варвары. Пришествие Христа перевернуло древний мир. Нет ни эллина, ни иудея, не обязано быть раба и государя, — говорилось в Послании апостола Павла. Нагорную проповедь Христа в ее буквальном прочтении восприняла Наша родина. Наша родина в различных исторических версиях несла идеологически Нагорную проповедь (рис. 2).

Существует всего три фундаментальные идеологии — социализм / коммунизм, либерализм и фашизм. Все другие или представляют собой их исторические и страновые модификации, или — вариант идейного гибрида. Анализ указывает, что коммунизм и фашизм находятся на различных полюсах идейной систематизации. Социализм — базовое равенство, либерализм — равноправие, фашизм — антропологическое неравенство. Социализм — человек соц существо, либерализм — человек индивид, фашизм — человек «волк», сверхчеловек. Социализм — солидаризация, либерализм — конкурентность, фашизм — война. Социализм — коллективная собственность, либерализм — личная собственность, фашизм — корпоративная собственность. Социализм — интернационализм, либерализм — буржуазный национализм, фашизм — расизм. Социализм — трудовые доходы, либерализм — рента, фашизм — ровная эксплуатация. Социализм — свобода как отсутствие эксплуатации, либерализм — свобода как снятие соц обременителей, фашизм — свобода как господство вольных над несвободными. Социализм — мессианство, мировое братство, либерализм — глобальный рынок, фашизм — мировое господство. Социализм — народовластие, либерализм — власть удачных, фашизм — иерархизм (власть членов компании). Социализм — нравственность («не сила, а правда»), либерализм — мораль, фашизм — воинствующий аморализм (мораль силы). Социализм — ответственность за слабенького, либерализм — мощный одолевает слабенького (в итоге конкурентноспособной борьбы), фашизм — репрессинг слабеньких (ницшеанское «падающего подтолкни»).

Правительство социальной справедливости и последующая стадия правительство справедливости — это правительство социалистической идеологии. И в либерализме, и в фашизме есть свое осознание справедливости. Но это справедливость неравенства. Справедливость соц, справедливость в осознании большинства соотносится конкретно с идеологией социализма.

Как акторы традиционной триады «личность — общество — правительство» представлены в рамках 3-х обозначенных идеологий?

Личность. Для социализированной модели человек есть соц существо. Как перспектива последующей стадии развития в данном направлении человек — существо духовное. Для либеральной модели человек — это индивид. И дальше в перспективе перехода от либерализма к фашизму человек — зверек.

Общество. В социализированной модели публичные интересы преобладают над личными. Ценностные ориентиры — коллективизм, соц патернализм. При движении дальше в направлении социализации возникает перспектива солидаризированного общества, утверждения ценностной парадигмы альтруизма. В развертке либеральной логики: личные интересы преобладают над общими, базисная ценность — индивидуализм, конкурентность. Отсюда последующий, уже фашистский, шаг в развитии данной для нас логики — диктатура меньшинства, власть мощных, неравенство, в том числе неравенство антропологическое.

Правительство. Для социализированной модели развития — правительство это соц оболочка. Перспектива эволюции в данном направлении — правительство социальной справедливости, нравственное правительство, правительство справедливости. Либерализм задает принципно иную логику — освобождения индивида от страны. А дальше — фашистская перспектива — власть избранных, государство-корпорация (рис. 3).

Рис. 3. Кандидатуры развития населения земли

По сущности сформировались два другие взора на исторический процесс: история как социализация и история как индивидуализация. Отсюда же вытекают две версии социальной эволюции. 1-ая версия: соц эволюция как социализация населения земли. Эталон грядущего — всечеловеческое братство. 2-ая версия: соц эволюция как борьба за существование. Исходя из нее бытие человека мыслится как глобальная конкурентность, в которой есть удачные и неуспешные. Мощные в конкурентноспособной борьбе одолевают слабеньких. Но следуем в данной для нас логической развертке дальше: глобальная война, закрепление власти наисильнейших, приемущество, присвоение, неравенство. По сущности дела, заявляя о эволюции и прогрессе, либерализм и вытекающий из него фашизм, приходят в итоге к контрэволюции — отрицанию самой перспективы нравственного людского развития. Вызов, таковым образом, предъявляется в отношении самого эволюционного процесса (рис. 4).

Рис. 4. Две версии социальной эволюции

Современная проблема — это не просто дуализм политического момента. Это развилка в эволюционном развитии населения земли. С одной стороны, если мы берем за базу глобальную конкурентнсть, то выстраивается перспектива общества, в котором мощные одолевают слабеньких. Это перспектива контрэволюции.

Населению земли нужна другая другая идеология развития — развития солидарного. Соц эволюция раскрывается в данной для нас версии как солидаризация. Гос же организацией грядущего общества выступает правительство справедливости.

Фрагмент из монографии: Правительство справедливости — праведное правительство (от теории к проекту). — М.: Наука и политика, 2018. — 512 с.

bumgames.ru
Добавить комментарий