Фото отсюда
Получив приведенное ниже письмо, я посчитал, что ответы на заданные в нем вопросы могут быть интересны не только его автору, но и другим читателям моего журнала как в России или на Украине, так и в других странах. Поэтому вначале текст самого письма, а затем ответы на вопросы:
«Здравствуйте Александр. Извините за длинное письмо. У меня вопрос:
Если/когда наступит большой крах, кризис, упадок, разврат и уныние, как реализовать металл? если денег ни у кого не будет? на что менять металл ежели деньги станут бумагой?
Этот вопрос возник в результате прочтения Вашего поста: «Ответы на вопросы читателей». Очень подробно и понятно, как покупать металл. Можете ли Вы дать ответ как продать металл в условиях кризиса. Вкратце опишу ситуацию на Украине чтобы было понятно почему возник вопрос. У нас рынок очень узкий и спреды большие. Сейчас для архистратега 1о .z . спред 150 USD, по официальным ценам НБУ, но нет никакой гарантии что во время кризиса официальный курс будет соответствовать фактическому. Например, в 2009 ввели ограничения на валюту (в том числе и драг металлы) что ничего тяжелее 5 грам. нельзя было купить. На вторичном рынке можно продать дороже и без ограничений (например, newauction) но это несколько недель, возможно месяцев, а также безопасность, так как безналичные переводы от 5000 грн контролируют банки, и если им покажется перевод подозрительным заблокируют деньги, при продаже за кэш нужна личная встреча что тоже не безопасно. То есть на мало ликвидном рынке стоит вопрос не только о покупке драг. металла по цене близкой к биржевой, но и продаже по этой цене. Возвращаясь к вопросу как безопасно продать металл во время кризиса, с учетом того, что есть большая вероятность что банки все зарегулируют до основания?
С уважением П.»
Начнем с того, что законодательства различных стран имеют определенные различия между собой, поэтому стоит уделить внимание тем общим моментам, которые присущи практически всем странам без какого-либо исключения.
Ужесточат ли банки требования к расчетам и сделкам в условиях кризиса? Да. Сможет ли владелец продать имеющуюся у него золотую монету банку? Вероятно, да. Расплатятся ли с ним? Скорее всего да. Средства от продажи ему или ей зачислят на счет. Сможет ли он или она воспользоваться ими? Это – большой вопрос. Скорее всего будут ограничения как на сумму, которую можно будет снять наличными, так и на объем платежей в день, неделю или месяц. Будет ли их достаточно, чтобы купить что-то на рынке? Неизвестно. Все будет зависеть от введенных ограничений.
Если кризис или крах будет ограничен одной или несколькими странами, то у владельца монет существует возможность (в условиях карантина чисто теоретическая) поехать за границу и продать монету или монеты там. В отличие от слитков инвестиционные монеты являются законным платежным средством, как и бумажные валюты, поэтому их при соблюдении требований закона можно перемещать через границу.
Какой бы большой крах не случился, используемые в расчетах необеспеченные бумажные валюты одномоментно из обращения не исчезнут. Достаточно вспомнить 1918 год, когда у нас шла Гражданская война, и в обращении были и царские рубли (ценились больше всего, причем и у большевиков), и керенки, и совдеповки и т.д. Не говоря уж о том, что каждая маломальская власть считала своим долгом выпускать свои собственные бумажные деньги.
По свидетельствам современников, на той же Украине в 1919 году целые комнаты в хатах были забиты бумажными деньгами разнообразных правительств, на которые практически ничего нельзя было купить. Поэтому население, особенно крестьянское, предпочитало обмен своего продовольствия на другие реальные товары, а не на очередные фантики.
Людям необходимо будет чем-то рассчитываться за товары и услуги. Количество тех, у кого есть в наличии физическое золото и/или серебро, ничтожно мало по сравнению с общей численностью населения. Если все будет настолько плохо, что бумажные валюты население полностью перестанет принимать, как в приведенном выше примере, то скорее всего произойдет переход на бартер, когда один товар будут менять на другой – хлеб на соль, картошку на пилу и т.д.
В этом случае золото и серебро, как деньги, будут занимать высшую ступень в этом процессе обмена в силу своей редкости. Во время сравнительно недавнего (уже в этом веке) экономического кризиса в Аргентине, когда валюта обесценилась, самой ценной денежной единицей при повседневном товарообмене были гораздо более часто встречающиеся у населения золотые обручальные кольца.
С точки зрения законодательства, это было прямое нарушение действующих законов, поскольку товарообмен колец на другие товары или наличные производился прямо на улицах, но, когда стоял вопрос о выживании населения, все смотрели на происходящее сквозь пальцы.
Очевидцы и участники тех событий вспоминали, что еще более выгодными, с точки зрения обмена, были монеты из золота и серебра, и сожалели о том, что не смотрели в их сторону заранее. В городах всегда были люди, готовые купить их, причем их цена на момент сделки практически ничем не отличалась от цены золота или серебра на мировом рынке. Этим монеты существенно отличались от обручальных колец, которые там обычно шли с определенной скидкой от цены металла.
С помощью интернета сейчас всегда можно посмотреть, кто в вашем городе или поблизости торгует монетами. И это не обязательно банки. Это могут быть и дилеры, у которых есть соответствующая лицензия на такую деятельность, поскольку она также обычно регулируется государством или центральным банком. Если эти компании и люди занимаются этим на протяжении длительного времени, то скорее всего сделка по продаже им монеты будет вполне безопасной.
В современных условиях выглядит маловероятным, что продовольствие станет настолько дорогим, что за него придется платить золотом. Скорее всего для обеспечения текущих потребностей семьи в продуктах питания и товарах первой необходимости будет достаточно гораздо более дешевого серебра. Хотя во время блокады Ленинграда продовольствие покупали и за золото (у кого оно еще было), хочется надеяться, что до такого дело все-таки не дойдет.
Унция золота будет слишком дорогой, чтобы купить мешок картошки или муки. Она скорее будет использоваться для гораздо более крупных покупок. В период Веймарской республики за золотую монету в 20 марок (это примерно 8 граммов 900-ой пробы) можно было купить дом, стоивший до Первой мировой войны 300 тысяч марок, а за 50 долларов США (2,5 унции) во Франкфурте можно было купить целые улицы. В гораздо более близкой нам по времени современной переживавшей кризис Венесуэле за унцию золота можно было купить хороший дом.
Повторится ли эта история вновь или нет, покажет время, но скорее всего унция золота по своей покупательной способности будет слишком ценной, чтобы покупать на нее еду. С другой стороны, если вы в условиях тяжелого кризиса предложите продавцу товаров или услуг рассчитаться за них золотой или серебряной монетой, то скорее всего он с этим согласится. Более того. Скорее всего он будет готов продать вам свой товар с значительной скидкой.
В отличие от других товаров деньги нужны всем. Как более ста лет назад говорил банкир Дж.П.Морган: «Золото – это деньги. Всё остальное – кредит.»