Почему инвестиции не могут приостановить разрушение русской деревни — bumgames

©Владимир Вяткин/РИА Анонсы

Госпрограммы, направленные на развитие жилищного строительства и увеличение уровня благоустройства в селах, не работают. На данный момент в Рф таковых программ целых 5, но в действительности большая часть сельских обитателей не могут ими пользоваться из-за низких доходов и шаткого денежного положения. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты РФ по итогам проведенных проверок. По воззрению профессионалов, главная задачка страны – устранить бедность в русских деревнях.

Неизведанная земля

По данным Росстата, в селах проживают практически четверть россиян – наиболее 37 млн человек. При всем этом сельские обитатели нередко лишены весьма многого, что имеет горожанин, припоминает директор центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Шагайда. Поход в районную больницу часто преобразуется в испытание: нехорошие дороги, нет надежного транспорта, низкие доходы, чтоб нанять машинку, сама больница быть может в 10-ках километрах от села.

Длительность жизни в селе ниже, чем в городке. С 2017 года стали ниже и характеристики по числу рождаемости. В 73% русских сел проживает наименее 200 человек. Уровень безработицы в русских селах практически вдвое выше, чем в городке, а среднедушевой доход 22% сельского населения ниже прожиточного минимума. «Строго говоря, число повсевременно живущих в селе людей непонятно, потому что их высвобождение из сферы сельского хозяйства (с 50% до 15% от всех трудоспособных за 20 лет) не поглощается новенькими местами занятости: почти все уезжают на работу на остальные местности любой денек, на рабочую недельку, сезон, до отпуска. Село перевоплотился в местность, где число деток и пожилых людей на 1-го работающего выше, чем в городке», – гласит эксперт.

Невзирая на то, что правительство раз в год выделяет средство на всеохватывающее развитие сельских территорий, средний уровень обеспеченности жильем в сельской местности составляет 27,3 кв. м на человека. В Европе этот показатель добивается 30–40 кв. м.

Жилищный вопросец

По данным Всероссийского института земельных заморочек и информатики имени А.А. Никонова, 3,3% площади сельского жилищного фонда страны имеет износ жилища наиболее 70% (в городке – 1%). Больше всего таковых домов в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных окрестностях (7,9 и 7% соответственно). По благоустройству сельский жилищный фонд наиболее чем в два раза уступает городскому. В 19 регионах только 50% помещений оборудованы всеми видами благоустройства, а в 12 регионах – наименее 10%.

В Рф действуют 5 программ, направленных на развитие жилищного строительства на сельских территориях и увеличение уровня благоустройства. Посреди их – предоставление соц выплат, облагораживание площадок под малогабаритную жилищную стройку, новейшие механизмы льготного кредитования на приобретение жилища и на его благоустройство, стройку городского жилища. Но, по экспертным оценкам, 88% селян этими инструментами не пользуются, а решают свои жилищные трудности в большей степени за счет собственных и завлеченных средств.

Длительность жизни в селе ниже, чем в городке, а скорая может доехать не до каждой деревни
Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Неработающие инструменты

До 2019 года главным механизмом гос поддержки были социальные выплаты. Они предоставлялись гражданам, живущим и работающим в сельской местности и общепризнанным нуждающимися в улучшении жилищных критерий, а также юным семьям и спецам, работающим в сфере АПК либо социальной сфере. По условиям программки, получатель выплаты должен без помощи других произвести оплату не наименее 30% цены жилища.

По инфы Минсельхоза, на 1 января 2018 года в программке захотели участвовать наиболее 63 тыс. семей, на 1 января 2019 года – 69 тыс. семей. Но с начала 2020 года перечень уменьшили на 42%, исключив из него тех, кто не работает в сфере АПК либо социальной сфере. В итоге часть людей, повсевременно живущих на селе и стоящих в очереди наиболее 10 лет, утратила право на соцвыплату. При всем этом охват сельских обитателей выплатами составляет только 11%, а среднее время ожидания – 5 лет.

На финансирование программки из федерального бюджета выделялось 3,7 миллиардов рублей в 2018 году, 6,8 миллиардов рублей в 2019 году и 2,1 миллиардов рублей в 2020 году. На 2021 год на эти цели в федеральном бюджете предвидено 0,7 миллиардов рублей. Как подсчитала Счетная палата, при таком уровне финансирования на обеспечение жильем нуждающихся будет нужно наиболее 28 лет, и то если не включать в списки новейших заявителей. Меж тем в отчетности регионов по этому вопросцу аудиторы отыскали недостоверные сведения и сделали вывод, что мониторинг Минсельхоза носит формальный нрав. Не считая того, они направили внимание на множественные факты несоблюдения очередности при предоставлении соцвыплат и указали на опасности нарушения прав заявителей.

Новое, но не наилучшее

По плану разрабов программ, наиболее многообещающим инвентарем, приходящим на подмену соцвыплатам, обязана была стать «льготная сельская ипотека», которая действует с января 2020 года. Ее предоставляют гражданам на стройку либо приобретение дома на сельских территориях, на срок до 25 лет по льготной ставке от 0,1 до 3% годичных с наибольшим размером кредита до 5 млн рублей. Но, как узнали аудиторы, инструмент «не полностью» ориентирован на улучшение жилищных критерий обитателей села. На самом деле, ипотека им просто недосягаема из-за низкой платежеспособности и высочайшей долговой перегрузки. По сути практически половина получателей – горожане, покупающие для себя дачу на лето в ближайших к городку районах.

Также с 2020 года действует очередной механизм льготного кредитования, аналогичный сельской ипотеке, но, в отличие от нее, предусматривающий увеличение уровня благоустройства домовладений. Кредит выдается на срок до 5 лет по льготной ставке от 1% до 5% годичных с наибольшим размером до 300 тыс. рублей. Издержать их можно на ремонт либо приобретение и установка оборудования для инженерной инфраструктуры. На эти цели в 2020 году были предусмотрены 53,5 млн рублей, но по итогам года размер был сокращен до 3,5 млн рублей. Практически по состоянию на 1 октября 2020 года было выдано всего 15 таковых кредитов на общую сумму 2,4 млн рублей.

Еще одна программка, также направленная на решение жилищных заморочек, – всеохватывающее облагораживание площадок под малогабаритную жилищную стройку в сельской местности, также не показала больших результатов. В 2019 году на обустроенных площадках было выстроено всего 297 домов – 25% от планового показателя. Меж тем в 2020 году на стройку новейших площадок было ориентировано около 2 миллиардов рублей плюс 0,7 миллиардов рублей на финансирование ранее начатых проектов. Минсельхоз не показал высококачественного мониторинга и в данной области.

Ликвидация бедности и скоростной веб

Для того чтоб убыстрить темпы строительства жилища в сельской местности, регионы должны создавать удобные условия для работы инвесторов, гласит председатель КСП Омской области Талгат Шугулбаев. По его воззрению, одним из многообещающих методов решения заморочек, связанных с формированием высококачественной инфраструктуры, является внедрение государственно-частного партнерства. Также нужно провоцировать всеохватывающую стройку и расширять программку строительства городского жилища для бюджетников, разрабатывать и улучшать механизм льготного ипотечного кредитования. В 2020 году в рамках гос программки Омской области «Всеохватывающее развитие сельских территорий» были предоставлены социальные выплаты на стройку и приобретение жилища наиболее чем 100 семьям на сумму выше 87 млн рублей. В 2021 году продолжится предоставление таковых выплат, поведал аудитор.

Цели программ развития сельских территорий должны быть увязаны с государственными целями развития РФ на длительный период – к примеру, ликвидация бедности, гласит управляющий Всероссийского института земельных заморочек и информатики имени А.А. Никонова Александр Петриков. «Наиболее половины бедных в Рф – это сельские обитатели, в то время как толика сельского населения – около 25%. Меж тем ни в какой из муниципальных программ, реализуемых в сельской местности, в том числе в Гос программке «Всеохватывающее развитие сельских территорий», не поставлена особая цель по понижению сельской бедности. Заместо этого в качестве цели сформулирована задачка сблизить уровень среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств. Но при всем этом непонятно, как сократится сельская бедность», – объяснил доктор. По его воззрению, в качестве основного мотивированного индикатора госпрограммы обязано быть выделено сокращение сельской бедности, а круг нужных для этого мероприятий – существенно расширен.

Госпрограмма ставит задачку не только лишь улучшения уровня жизни современных сельских обитателей, да и сотворения таковых критерий, которые бы завлекли во внегородские поселения новейших обитателей, подчеркивает директор по земельной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова. «Это мировой тренд: во всех продвинутых странах средний класс стремится жить вне больших городов, наикрупнейшие компании переносят свои штаб-квартиры в малые городка и поселения. Эпидемия 2020 года показала, с одной стороны, способности удаленной работы, удаленного получения соц и муниципальных услуг, а с иной – нехорошие стороны скученного проживания в критериях больших крупных городов. Это сделало стимулы для перемещения части населения из городов. При всем этом также мировым трендом становится постепенное исчезновение института неизменного места проживания: люди живут часть года в одном месте, другую часть года – в другом. В данной связи нецелесообразно требование сельской «прописки» для получателей, к примеру, ипотечных субсидий. Необходимо осознавать, что ускоренное стройку жилища даже для некоренных сельчан будет способствовать прогрессу сельской местности, потому что повлечет за собой вложения в инфраструктуру», – считает доктор.

По ее воззрению, также принципиально создавать в сельской местности условия жизни для работников различных сфер деятельности, до этого всего формирование коммуникаций – транспорта и связи, скоростного веба.

 

bumgames.ru
Добавить комментарий