Перфоманс от С.К. Шойгу. Фото с веб-сайта Минобороны РФ
В культурной жизни Рф состоялось потрясающее событие: презентация книжки рассказов министра обороны РФ, президента Российского географического общества Сергея Шойгу «Про вчера». Создатель делится мемуарами о собственной молодости, о людях, с которыми его сталкивала судьба.
Заместитель директора департамента прикладной литературы издательства АСТ Игорь Воеводин отметил: «Любая история по-своему неповторима. Это свидетельство целой эры. Мы не можем о этом сейчас прочесть ни в газетах, ни в журнальчиках». Основной редактор журнальчика «Российский пионер» Андрей Колесников предварил публикацию избранных рассказов проникновенными словами: «Это такое вчера, которое, судя по всему, просто стоит у него перед очами. И разумеется, будет сейчас и у нас. И видимо, когда-то будет и про сейчас. Когда оно станет «вчера».
1-ый рассказ повествует о том, как бригада монтажников отравилась антифризом. 2-ой — о том, как домашняя пара схватила, пардон, триппер. Еще там было о покоробленном бюсте Ленина, морально неуравновешенной крановщице, о том, куда и кого верно посылать… Словом, эра перед очами пронеслась, отразившаяся во взоре и размышлениях Сергея Кужугетовича.
В особенности впечатлил рассказ о Ростроповиче: «В один из вечеров Ростропович заявил: «Я понимаю, как можно приостановить войну!» Войн в то время текло много, ни одна не собиралась заканчиваться ни завтра, ни в дальнейшем году. И естественно, все гласили о этом, задумывались о этом. А Мстислав Леопольдович произнес: «Я поставлю оркестр на линию фронта, встану и сыграю то, что принудит их тормознуть, сложить орудие!»
Тогда он гласил о самом близком и нездоровом для него, о Азербайджане, о Карабахе.
Мой вопросец: «А к кому лицом, к кому задом?» — в то время не казался забавным».
Неплохой вопросец, основное — не утративший актуальности, но все зависит от того, с какой целью поворачиваться. Оборотись спиной к другу — а может он совсем не друг и лишь выжидает удачный момент для предательского удара, оборотись тылом к противнику — без вариантов получишь «ятаган в спину». Как ни вертись, и так плохо, и так нехорошо, и совершенно не забавно, в главном поэтому, что до этого чем поворачиваться, лучше обусловиться, на чьей ты сам стороне. А в Карабахском конфликте РФ до сего времени зафиксирована в профиль: ни вашим, ни нашим, просто мимо проходила. Пресс-секретарь президента г-н Песков верно произнес, что обязательства Рф в рамках ОДКБ «не распространяются на Карабах», а вот корреспондент «Вольной прессы» Дмитрий Иванов, который лично побывал в Степанакерте и понимает ситуацию изнутри, гласит: «Обитатели Республики Арцах удивлены почему молчит христианский мир. Что касается Рф, то ее местные обитатели воспримут в любом качестве. Они желают этого. Это бесспорный момент. Всякую помощь от Рф, включая военную, миротворческую они воспримут. Спрашивают, почему Наша родина не вмешивается?»
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что у Рф на этот момент все есть основания провести в Карабахе антитеррористическую кампанию, ведь русское управление в свое время приняло решение о проведении антитеррористических действий в Сирии, которая еще далее от Рф. На этот момент угроза с далеких подступов переместилась на расстояние вытянутой руки.
А министр обороны РФ, как и годы вспять, задается непростым вопросцем, к кому же оборотиться лицом, а к кому задом, при этом вариант «стать плечом к плечу» в принципе не рассматривается. Это не индивидуальная претензия к г-ну Шойгу, так как он часть системы и вертится вкупе с ней, но тем не наименее в силу занимаемой должности мог бы намекнуть «Нашему Преимуществу», что негоже Рф крутиться как избушке на курьих ножках перед каждым «почетаемым партнером», не имея собственной своей, точной и сверенной позиции.
Во всех бессчетных конфликтах, как в подбрюшье РФ, так и на далеких подступах кремлевские стратеги загнаны в узенький коридор решений, сделанный возможным противником за их и для их, в каком совершают вращательные движения, равно зазорные и глупые. Украина безнаказанно седьмой год бомбардирует Донбасс, на всех интернациональных углах орет о «аннексии Крыма», а Наша родина до сего времени не обусловилась — вроде и Донбасс грубо слить не комильфо, и с Украиной расплеваться жутко, поэтому как за ней мировое общество стоит. Ту же неповторимую стратегию Москва показывает и в Арцахе: ведет торговлю орудием и с Азербайджаном, и с Арменией, и «другу Эрдогану» реверансы делает невзирая на то, что турки сбили русский самолет, уничтожили русского посла, а на данный момент реализуют свои амбиции на постсоветском пространстве. РФ, как понятно, правопреемница СССР, сделалось быть, и бывшие союзные республики должны составлять ее прямой муниципальный энтузиазм и сферу воздействия.
Но Наша родина боится не только лишь созодать резкие движения, но даже резкие заявления, не выходя за границы озабоченностей. Осмелюсь представить, что войска в Нагорный Карабах Путин не введет даже если армянский премьер Пашинян в срочном порядке признает независимость НКР и воспримет республику в состав Армении, хоть там ОДКБ, хоть что. Ну как? Мировое общество не одобрит, «друг Эрдоган» обидится и совершенно россияне, которым еще со времен киевского майдана вдалбливали, что «российские не должны никого выручать», не усвоют — не Сирия, чай. Потому РФ обычно призывает стороны к прекращению огня и необходимости мирных переговоров, которые прогнозируемо завершатся ничем.
Как отметил г-н Шойгу в собственном вечном произведении, «войн в то время текло много, ни одна не собиралась заканчиваться ни завтра, ни в дальнейшем году». Как будто мы попали в петлю времени, поточнее безвременья, и застряли во «вчера», которое сделалось нашим «сейчас» и плавненько перебегает в «завтра». А вопросец вопросцев так и остается нерешенным: все-же к кому некогда величавой Рф удобнее оборотиться передом, а к кому задом, и вроде бы что из этого не вышло? И это вправду не забавно.