Путинская Россия. Чем и зачем нам в ней гордиться? — bumgames

А зачем вообще чем-то гордиться? Есть же такой принцип космополитичности: хорошо там, где хорошо кормят. Рыбке хорошо там, где глубоко, человеку, где хорошо. Понятий Родины, малой Родины, большой Родины в этом случае не существует. Достаточно очевидно, что принцип космополитизма присущ, характерен только для какого-то малого меньшинства человечества, для каких-то отдельных сегментов локальных цивилизаций или совсем микро цивилизаций. А у большинства народов — издревле — чуйка, опыт, инстинкт говорят о противоположном. «Где родился, там и пригодился». И это не фигура речи, а закон природы.

Организмы физиологически формируются в условиях месторазвития, то есть климата, географических обстоятельств: высокогорье или степи; морское побережье или лесные таёжные пространства. Вырабатывается даже определенный состав крови. Например, в жарких странах Ближнего Востока, Африки состав крови другой, нежели чем у жителей средне континентального климата. Наши военные знали, отмечали это обстоятельство, когда военными советниками, или ихтамнетами в советское еще время служили в Африке, на Ближнем Востоке. То есть, физиологическая привязка человека к месту взросления, формирования существует, она доказана. Этот фактор может не всеми осознаётся, но ведь он действует! В молодости хочется уехать из своей деревни, а в старости приехать туда. Мой отец, например — из Кубани родом — вырос, повзрослел там, потом его жизнь помотала по России, по Сибири. И всё равно, как он говорил, очень его тянуло на места его юности.

Но ведь это далеко не всё. Есть ещё и культурно-духовные обстоятельства взросления: язык, диалект, привычки, традиции, уклады жизни, особенности поведения, верования местные локальные или принятые в местности мировые или более масштабные верования и веры. Все это создаёт условия уже для социального комфорта. Когда человека забрасывает куда-то там далеко и он ни бельмес не знает: ни языка, ни традиций, ни каких-то этических порядков, то ему это очень не комфортно и настолько не комфортно, что, конечно, он начинает понимать разницу между малой Родиной, большой Родиной и судьбой, которая его куда-то там закинула, в какие-то Америки или Малайзии. Но это объективные обстоятельства, которые формируются сами по себе, без таких институтов социализации, как культура, литература, кино, монументальное искусство, как воспитание, образование. Все, с чего начинается Родина. А это уже вопрос общественного сознания, вопрос государственной политики формирования гражданина, патриота страны. Здесь возникает вопрос о формировании не только представления о собственной Родине, но и вопрос единства более масштабного — цивилизационного масштаба, славянства, русскости.

Но что в этом важного и значимого? Можно задать вопрос почему надо осознавать какие-то особенности и отличия твоего местопроживания — малого или в масштабах государства — от других мест и масштабов государств других народов и других регионов? Зачем это нужно? По ходу эволюции человечества, по ходу образования социальной среды, осознания этнических сообществ, формирования государств шла ведь борьба за выживание, так же как в биологической природе. Народы воевали, государства сталкивались. Кому-то повезло, он побеждал в этих войнах, развивался, начинал доминировать, то есть формировал для себя условия выживания и благополучия, более прогрессивные, более комфортные и это была премия и приз за победу в борьбе. Были более комфортные условия жизни и сама жизнь в том числе в части продолжения своего рода. Кстати это тоже очень важная вещь — Родина. А у народа есть ещё родоплеменные консолидации, такие как кланы, тейпы, роды, семейные объединения. В Абхазии есть очень милая традиция, наверное не только в Абхазии, но я там это наблюдал — «фамильцы». Люди одной фамилии. Родства может никакого и не быть, а форма самоорганизации очень эффективна. Они собираются на праздники, у них есть система почитания старших, есть полуформальная оргструктура и старшинство и механизмы воспитания младшего поколения в этой иерархии; при уважении старших и избранныхв таком объединении «фамильцев». Там, на сходе, они делают выволочку каким-то паршивцам, стыдят их на кругу, хотя круг — это казачий круг, впрочем, тоже похожая традиция. Таким образом поддерживается социализация молодого поколения.

Получается, что понятие Родина, с одной стороны, очень важная объективная совокупность обстоятельств, которая делает жизнь людей более комфортной, более надежной, застрахованной от рисков и угроз, от истребления; более способна гарантировать благополучие и будущее. С точки зрения социальной, духовно — нравственной, поведенческой этот потенциал либо формируется, либо не формируется. Где он не формируется мы уже определили, и это удел меньшинства, космополитических уголков мира. А когда он формируется, то этот потенциал называется патриотизмом, что есть любовь к своей Родине, к своему народу. А за кажется простым словом и обстоятельством — любовь. Ну кто не понимает, что такое любовь? Но оказывается, что это сама глубина многих обстоятельств жизни, которые формируют самое главное для любого живущего на земле — возможность жить, то есть потенциал жизнеспособности. Твой личностный как индивидуума, твоей семьи, твоего народа, населения твоего государства. Вполне значимые вещи.

Получается, что патриотизм — это потенциал такого духовного состояния населения страны, которое является фактором выживания и благополучия, гарантий будущего, в том числе способности побеждать в войнах, в отражении агрессии, в отражении рисков катастроф, эпидемий и прочего. Оказывается, патриотизм очень важная вещь, и самым важным атрибутом его форматирования является понятие Родины. Поскольку для человека вся сложная природа, о которой я размышлял, сконцентрирована в односложном, однозначном понятии любовь, и добавим сюда почтение, уважение, гордость в отношении своей Родины, своего Отечества, то наш вопрос — чем и зачем горлиться — получает совершенно объективное обоснование.

Оказывается это очень важно гордиться своей Родиной, потому что, если нечем гордится, или человек отлучен от этого важного исторически и эволюционно развитого чувства по отношению к своему народу, своей стране, своему месту проживания, то этот человек не будет успешным, как не будет успешными его семья, его народ, его государство. Главный закон жизни на земле — продолжить свой род — будет обеспечен не наилучшим образом, а то и окажется вовсе торпедированным, когда на милость победителя сдаётся какой-то народ, а его при этом истребляют.

Значит гордиться людям, которые собраны в виде народа, оформленного в виде государства, своим государством нужно, это жизненно важно. А чем гордиться? Вот в чем вопрос. Причём этот вопрос к тем институтам, которые в умном государстве ответственны и занимаются формированием этого общественного ощущения и позиционирования. А чем всё же гордиться? Уникальностью, причем каждый народ, каждое государство, каждое месторазвитие уникальны и в этом смысле гордость за это своё «уникальное» совершенно универсальное занятие для всех и любых народов. Мы не лучше и не хуже, и наши горы не лучше, чем их степи. Просто это другое, но для нас это наилучшее. Видеть успехи своего народа, своей страны, но что такое успехи? Конечно это народостроительство: это дети, большие семьи, это симбиоз молодых поколений и умудренных старших поколений. Гордиться тем, что люди сильные, работящие, здоровые, оптимистичные, уверенные в себе, уверенные в будущем; люди, строящие свою жизнь своими руками на пользу себе и будущим поколениям, что и обеспечивает комфорт их жизни. У них всё хорошо! И конечно это предмет их гордости.

Но гордость отсутствует, когда всё население — я сейчас буду фактически описывать путинскую Россию — когда население унижено, когда убита справедливость общественных укладов, которые основаны на коллективизме, на важнейших природных законах жизни — брак союз мужчины и женщины, дети — продолжение рода. Это справедливость, это нравственность, это коллективность, это трудовые уклады. Когда ничего этого нет, а человек и народ унижен, болеет, вымирает, теряет источники для получения благ как источников жизни — нет работы, нищенская и позорная зарплата, при этом унижается и эксплуатируется и прекрасно видят как эти новые баре, хозяева, господа обогащаются за счет их жизни, за счет утраты будущего для их детей. Русская классическая литература много писала в конце 19 начале 20-го века обо всех этих обстоятельствах — о маленьком, униженном, нищем человеке, не способном обеспечить жизнь даже своей собачонке Му-Му, своим детям. У Короленко рассказ «Дети подземелья»: дети жили в сырых подвалах, а баре балы закатывали за счет их труда. Если государство недееспособно, чтобы развить потенциалы своей жизнеспособности — науку, образование, современные лидерские технологии и производства, самообеспеченность продуктами питания; если дела у такого государства всё хуже и хуже, то понятно насколько это дискомфортно. И понятно, что предмет гордости, как элемент жизнеспособности и обеспечения комфортности жизни, подорван, растоптан.

Теоретический взгляд спроецируем на путинскую Россию. Во-первых, она появилась как черт из табакерки, потому что раньше она была иной. Путинская Россия — это естественное развитие ельцинской опухоли: самоедства, самопогрома, грабежа, социального расслоения, фактически оккупации страны зарубежными хозяевами — онтологическими противниками России — после распада Советского Союза. В СССР, как говорят, было равенство в нищете, но это не совсем правда, потому что страна была с этим так называемым «равенством в нищете» передовой, лидирующей в мире. Половина мира шла за СССР, когда внутри ещё не сгнила его система монополии власти в виде КПСС; пока не были еще духовные ценности подменены коррупционными и меркантильными, материальными ценностями. В стране с «равенством в нищете» прирастал народ: население росло, во дворах бегала куча ребятишек. Семьи были большие, в них радовались детишкам. Детство обеспечивалось, население было уверено в будущем, потому что государство объясняло куда оно идёт, куда оно ведёт страну, что впереди, какие цели поставлены, какими способами они достигаются — люди знали, что их ждёт. Дискомфорт начался именно тогда, когда все такие информационные контакты превратились в демагогию, планы не выполнялись, ложь в приписках, но сейчас не об этом, это как раз антипример.

До путинской России наш народ тысячу лет шел путем народо- и государствостроительства по формуле: если будет Россия, значит буду и я! Всё было не случайно, было органично, естественно для нашей страны, поэтому она в истории шла по восходящей линии: прирастала территориями, народами, мощью, уважением, лидерской позицией в мире. А теперь все эти наблюдения перенесем на путинскую Россию. Что происходит с ней? По всем, без исключения, перечисленным позициям происходит откат, деградация, подмена ценностей; происходит разрушение потенциалов жизнеспособности. Вместо коллективизма дворового, городского, республиканского и общероссийского, происходит расчленение социума, отчуждение людей, их индивидуализация. Начнём сверху. Разве у путинизма, самого Путина есть хоть какое-то подобие идеи, набора высших ценностей, национальной идеи страны, которая объединяет разные народы, разные территории, разные верования, мужчин и женщин, стариков и молодежь — нельзя вспомнить ничего, чтобы сейчас культивировалось как главная культурная принадлежность.

Язык? Он просто уродуется. Сегодня смотришь на материалы главных медийных сетевых изданий — уже тройку с минусом за русский язык не поставишь. Мягкий знак в слове «делается», приставки как угодно уродуют, вместо русского языка какие-то англицизмы, иной раз просто не понимаешь, о чём они говорят на этом самом языке! Вывески магазинные — в них английских букв уже больше, чем русских — а ведь это бренды, это как раз предмет гордости других государств: KFC, McDonald’s, Apple, и прочие. А где предмет нашей гордости? Традиционные поведенческие уклады типа — помоги слабому — замещаются. Ребятне через компьютерные игры, голливудскую продукцию прививаются совсем другие принципы — поколошмать слабого, ты будешь сильнее, если первым ударишь, особенно в уязвимые места и т. д.

Отношение к женщине: вся эта паскудная реклама, где эксплуатируется женская красота, женское тело, к чему приучает? Женщина — это предмет для удовольствия, для эксплуатации, для обогащения через рекламу и это масштабы государственной информационной, пропагандистской политики. Чем тут гордиться? Тем, что унижают женщину, унижают и развращают отношения между мужчиной и женщиной? На центральных телевизионных каналах различные певческие конкурсы, а в жюри сидит то ли гей, то ли трансвестит С., то вдруг в Камеди Клабе начинают пропаганду гейства и…ничего. И… как бы все нормально. И никаких законов нет, чтобы когда мерзость, когда болезненность не превращались в норму нездоровья духовного и физического. То все эти арбакайте и леонтьевы разъезжаются по Америкам, так же как спортсмены.

Спортивные новости в основном про канадский хоккей, английский футбол — где наш предмет для гордости? Когда-то красная машина «ломала» непобедимую канадскую сборную — какой был импульс консолидации советского народа, гордости за наших тогда! А команда «Динамо», полуголодные, в каких-то серых трофейных пальто сразу после войны в Англии одерживала победы! Какой это был предмет гордости для советского народа! А обратным ходом — как уважали советский народ в мире.

Демография в путинской стране — это же беспрецедентное историческое преступление! Когда людям не отдают заработанное — фонд оплаты труда в два раза меньше, чем экономически обоснованно — нго не хватает на воспроизводство здоровья, культуры, образованности, квалификации, чтобы продлевать траекторию развития и благополучия. Деградирует при этом квалификация, деградирует образование, про культуру и говорить странно, что это за культура у нас становится — ориентация на самое низменные, животные интересы и инстинкты, которые человека делают животным, расчеловечивают его — это путинская Россия. Против этого надо выступать, надо опровергать, возмущаться, а не гордиться!

Положение нашей страны в мире. А здесь чем можно гордиться? Страна, которая съёживается как шагреневая кожа, которая утратила своё пространство геополитического влияния, которая разогнала даже ближайшую зону своих естественных союзников — народов братьев, с которыми уже воюет. Страна, которая в мире вместо лидера, оплота справедливости, защиты малых и бедных превратилась в какую-то дикую, непредсказуемую, агрессивную, угрожающему миру оружием, в бандитскую малину, изгоя. Чем здесь гордиться? Не случайно же эмиграция, как итог того, что страна доведена до позорного состояния. А уж это первый признак того, что потенциалы жизнеспособности страны подорваны. То есть, вся идеология и модель, патриотизм и гордость за страну как маркеры, как составные части механизма жизнеспособности страны, её успешности — все внизу, на дне. А демография, детность, отношение к семье, отношения мужчины и женщины? Рождаемость падает, смертность растёт — население вымирает, причем темпами, которые разве только во время войны и были. Разве здесь есть чем гордится? Тут надо возмущаться, выступать, требовать устранения негодной модели и совершенно негодных правителей, которые пожизненно собираются править. И опять вопрос не столько в каком-то гуманитарном, таком эмоциональном порядке — нам дискомфортно, нам не нравится, мы хотели бы не так, а вот так — он гораздо серьёзнее и важнее. Вопрос в том, что страна гибнет! Практически все компоненты, составляющие потенциал жизнеспособности в идейно-, ценностно-, поведенческо-духовной сфере — деградируют.

Поэтому, когда мы говорим, что нам нечем гордится, то это значит мы говорим: тревога! Страна погибает! А погибает потому, потому и потому. О чем я уже говорил и начал по полочкам раскладывать. А на этих полочках есть совершенно иные государственно-управленческие решения, которые скомпонованы в нашу идеологическую платформу, в нашу политическую программу преобразования страны. То есть, фактически наш проект Настоящего социализма, возрождения страны возродит её успешность, вернёт весь наш мощный поведенческий потенциал, который именуется гордостью за страну. Появятся новые мировые изобретения, Нобелевские премии, которые получали раньше в нашей стране. Страна опять разовьёт свою экономику — не эту лапотную и позорную, коррумпированную, компрадорскую, сырьевую, а экономику с высоким уровнем передела, с высоким уровнем добавленной стоимости, с высокой эффективностью, которой будут завидовать в мире. И с нашей страной будут стремиться заключать союзы, а не шарахаться от неё под знамёна НАТО, Китая, Турции и кого угодно ещё.

То есть, вопрос о гордости за страну вовсе не только гуманитарный, моральный. Это вопрос успешности, выживаемости нашей страны. А в путинском случае это вопрос проблемного факторного анализа о причинах, в силу которых она идёт к краху. В путинской России вопрос — чем можно гордиться в этой модели страны — это вопрос о трибунале и обвинении тех, кто довел её до такого состояния, тех, кто продолжает толкать страну по пути её гибели.

Получается, что такой вроде бы простенький, проходной вопрос «Чем гордиться?» Водкой? Уже все владельцы брендов за границей. Балетом? Уже давно даже разговора нет о каком-то культурном балетном первенстве в мире. И балерины уже давно эмигрировали. Спортом? Тяжелой атлетикой, в которой мы весь мир «умывали»? Хоккеем? Где это всё сейчас? Где первое или хотя бы второе место на олимпиадах в мире? Позорище Сочинской олимпиады, которое Путин организовал на весь мир со своей допинговой системой? Этим что ли гордиться? Как только спортсмен становится перспективным, он уезжает из страны. Наукой? Нет науки уже в России. Гуманитарная превратилась в безответственную и беспардонную болтовню; технические, физические, точные науки — там молодые люди, защитившись, тут же уезжают из страны, потому, что здесь они не нужны. В академическом институте ведущий научный сотрудник получает 32 тысячи рублей — только что я эти цифры получил. А молодой специалист — 17 тысяч рублей, ну — ка проживи, если молодому специалисту ещё и семью нужно создать и жильём обрасти. Наука побита, унижена, по количеству патентов страна проигрывает уже не только развитым странам, лидерам мира, а совершенно рутинным странам типа Ирана.

Чем гордиться? Мне кажется этот вопрос эквивалентен вопросу о гибели страны! По какой причине? Что нужно делать, чтобы её спасти? Вот смысловой перевод и разложение простого, казалось бы, вопроса: чем гордиться в путинской России.

Степан Сулакшин

Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

bumgames.ru
Добавить комментарий