Фото: Gettyimages
Вчера «Локомотив» крайним из трёх русских клубов в Лиге Чемпионов растерял шансы на продолжение борьбы в этом турнире — да, судя по всему, и на третье пространство в группе, дающее право побороться за приз поскромнее — Лигу Европы.
Несложно отыскать ворох оправданий и утешений: травмы и коронавирус, выкосившие половину базы и заставившие выставить диковинный стартовый состав из 7 защитников и трёх нападающих; мощный конкурент — австрийский «Ред Булл», хоть и не из звёздного чемпионата, но тут и на данный момент по уровню превосходящий почти всех европейских грандов; в конце концов, наиболее достойное выступление, чем у остальных наших представителей в ЛЧ, с 2-мя ничьими против могучего испанского «Атлетико».
В общем, выдумывать аргументы и опровергать их можно длительно, факт остаётся фактом. «Локо» (мой возлюбленный клуб уже не один десяток лет, если что) 3-ий год попорядку играет в основном футбольном турнире Старенького Света и 3-ий же год опосля 5-ого тура лишается всех шансов на проход далее и практически всех на Лигу Европы. Все трижды — с 3-мя очками.
А что с остальными 2-мя клубами, лучше которых выглядели «железнодорожники»?
«Краснодар» по прозвищу «быки» богат одним очком и растерял шансы на продление прописки в ЛЧ, но может ещё, обыграв сегодня дома французский «Ренн», запрыгнуть в ЛЕ.
В истории с «быками» можно создать скидку и на то, что они дебютанты, и на мощных конкурентов (кроме «Ренна» — «Севилья» и «Челси»), и на подобные «жд» кадровые препядствия, из-за которых в центре обороны играет и повсевременно допускает одичавшие действенные ляпы еле-еле переквалифицированный опорный полузащитник Кайо.
Но всё равно остаётся гора вопросцев и к игрокам, и к тренерскому штабу, и, в конце концов, к управлению клуба, ничего заранее не сделавшему для ликвидации кадрового «голода», хотя его перспектива была явна ещё до старта.
Про чемпиона страны, «Зенит», даже рассуждать не охото. Ни про силу либо слабость группы, ни про наличие либо отсутствие принципиальных игроков, ведь питерцы раз за разом (а конкретно 5 раз из восьми) не выходят в плей-офф с хоть каким набором игроков и конкурентов. Причём крайние дважды — за ранее выиграв внутренний чемпионат с огромным отрывом от конкурентов по очкам, денежным способностям и объёму административного ресурса.
Кажется, это раздражает уже практически всех не-питерцев, как обычных болельщиков, так и футбольных профессионалов. В том числе и меня, ранее относившегося к возлюбленной команде моего возлюбленного артиста М. С. Боярского полностью не положительно и не отрицательно и больше язвившего, чем злившегося из-за афер вроде долголетнего и многомиллиардного строительства «Газпром/Петербург Арены».
Я бы, к слову, совершенно официально ввёл такую репрессивную меру: опорочился в европейском футбольном турнире (здесь основное найти чёткие аспекты позора) — на последующий год пропускаешь его, даже если захватил по итогам внутреннего чемпионата нужное для этого пространство.
Опорочился в Лиге Чемпионов — иди в Лигу Европы, опорочился в Лиге Европы… ну, скоро должны турнир третьего сорта ввести — Лигу Конференций, как раз по нам.
А ещё я засчитывал бы поражение в последующем опосля определенного зазорного евроматча внутреннем матче. Как-то, понимаете, разрезает глаз — «футболисты ЦСКА, взбешённые поражением от голландского Фейеноорда, выместили злоба на Ростове на дону».
Недозволено напротив — опосля поражения от «Ростова» выместить злоба на «Фейеноорде»? Речь не о определенном голландском клубе, а о конкурентах совершенно уж беспритязательных.
Естественно, трудно наказывать водителя «Лады Гранта» за то, что он опередил «Запорожец», но был в свою очередь обогнан кем-то на Nissan GT-R. Зато если тебя опередил не «Ниссан» и даже не забугорный аналог «Лады Гранта», а конкретно «Запорожец»…
Очевидно, вся это футбольно-карательная психиатрия не наиболее чем фантастика и благие пожелания. А жалко.
К слову, о ЦСКА и Лиге Европы. «Армейцы» там имеют три ничьи и три очка опосля четырёх туров и формально пока хорошие шансы на 1/16 конца, благо конкуренты беспощадно турсучат друг дружку. На самом деле и по игре эти шансы очень непонятны.
Итого: у четырёх наших клубов ноль побед в семнадцати матчах на групповом шаге 2-ух европейских Лиг и не весьма много надежд на декабрьское и тем наиболее следующее прибавление очков.
Совершенно запамятовал — для полноты картины: на старте, в квалификационном раунде, от Рф в ЛЕ участвовали ещё «Динамо» с «Ростовом». Они проиграли таковым могучим коллективам, как израильский «Маккаби» и грузинский «Локомотив». Реальным, эталонным «Запорожцам», в особенности если брать грузин.
В общем, 1-ый еврокубковый сезон с 3-мя клубами в ЛЧ навечно остается единственным и, основное, феерично зазорным даже на фоне бессчетных остальных образчиков.
Уже всего этого хватает, чтоб осознать, почему сборная, составленная в главном из провалившихся в Европе клубов, играет так, как она играет, с апофеозом в виде белградских 0-5.
Но ведь нередко команды, и непосредственно сборные, посильнее, чем собранные в их игроки по отдельности, и как раз наш четвертьфинал на ЧМ-2018 тому свидетельство.
Да, вроде свидетельство. Вот лишь С. С. Черчесов, судя по всему, оказался обычным наставником 1-го турнира, где посодействовали и родные стенки, и кураж немногих размеренно мощных игроков вкупе со «звёздным часом» таковых же, как сам Станислав Саламович, героев 1-го турнира и «актёров одной роли». А далее пошло-поехало…
Быстрое ослабление связи с реальностью, разноплановые решения по стратегии и одним игрокам, сопровождающиеся общественной критикой остальных (а иногда и тех же самых) игроков, нарастающая резкость в разговоре с журналистами, переходящая в хамство.
Может, на будущем чемпионате Европе, чей формат до сего времени не очень ясен, что-то поменяется, но я бы очень на это не закладывался.
И самое ужасное — тривиальной российскей кандидатуры на замену Черчесову не просматривается, разве лишь до сего времени не испробованный Курбан Бердыев приходит на разум. Предел желаний — что хоть кто-то ещё сумеет оказаться хотя бы «тренером на один чемпионат».
Извините за откровенность, но по-своему символично, что основной форвард сборной и чемпионата Рф Артём Дзюба оказался замешан конкретно в том особенном скандале, в каком он оказался замешан.
И русские, и забугорные футболисты часто попадают в куда наиболее неприглядные и с моральной, и с юридической точки зрения истории, от измен, ереси и предательства до избиения людей, налоговых махинаций и вождения кара в очень нетрезвом виде.
Но современный русский футбол — это конкретно то, чем занимался Артём на камеру. Причём рукастости Дзюбы мы стали очевидцами один раз и против своей воли, а русский футбол смотрим повсевременно и с единственной кандидатурой — не глядеть его совершенно ни в котором виде.
А ещё русский футбол — знак и проекция всей русской реальности.
В «лихие девяностые» сборная не блестела на больших турнирах и совершенно занималась там в главном делёжкой премиальных и вознёй вокруг маркетинговых договоров; но на эти турниры она хотя бы почаще попадала, чем нет.
Наши клубы хотя бы раз-другой в сезон совершали сенсации, обыгрывая «Реал», «Барселону», «Баварию», «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед», выходя в полуфиналы еврокубков и ставя рекорды ЛЧ по количеству побед на групповом шаге, наши легионеры небезуспешно засветились в почти всех мощных европейских клубах. Ну и в целом наш спорт демонстрировал себя весьма достойно, а именно на Олимпиадах. Всё это на древнем русском багаже.
Чудилось, уж с началом «вставания с колен» и тем более «тучных нефтяных лет» багаж признательно воспримут и неоднократно помножат, а основное — создадут систему предстоящего воспроизводства улучшений.
Исходя из убеждений отвлечённой статистики за 20 лет больше поводов для гордости, чем в девяностые: два Кубка УЕФА от ЦСКА и «Зенита», Суперкубок Европы у питерцев, полуфинал Евро-2008, четвертьфинал домашнего первенства мира.
Но таковая статистика под стать коварным цифрам текущего сезона, когда у нас три клуба в Лиге Чемпионов и ноль побед там и в Лиге Европы.
Реально трофеи и пара выходов сборной из группы смотрятся очень невнушительно на фоне бессчетных громких провалов и на контрасте с большущими суммами, крутящимися в отрасли и оседающими в кармашках игроков, агентов, тренеров, управленцев и мутных «решал».
В итоге у нас есть огромные футбольные средства, правда, очевидно начавшие сокращаться сразу с уменьшением «кормовой базы» «элиты».
Всё остальное — со знаком минус, хотя и деньги-то со знаком плюс только для тех, кто к ним причастен. Уровень российских игроков, система их отбора и подготовки, стратегия, техника, уровень тренерского цеха и футбольного менеджмента — всё это свалилось и продолжает падать. А что ещё подросло вкупе с валютными потоками, так это количество, насыщенность, изощрённость и финансовоёмкость «распилов», «откатов» и других «сероватых схем».
Здесь девяностые лихо преодолены, другими словами побеждены, другими словами оставлены сзади.
Естественно, одним футболом всё не ограничивается, и, как досадно бы это не звучало, это повод для ещё большей печали. Взять хотя бы тему допинга в спорте.
Международные спортивные органы и инстанции поступают тенденциозно, пристрастно, а местами просто изощрённо-подло, коричневая наших спортсменов за допинговые истории.
Наиболее того, если б повода и предмета для наказаний не было, его бы наверное высосали из пальца, как норвежские лыжники лекарства от астмы из ингалятора. Но поводы обычно находятся.
Разумеется, что по-настоящему русский спорт поменяется лишь опосля кардинальных конфигураций в окружающей реальности. Будем ожидать и приближать, как можем.
Пока же у спорта и его информационного сопровождения есть маленькое, уже отмеченное мною преимущество — от их можно отгородиться. Да, в вариантах типа дзюбагейта — весьма трудно. Но от реальности во всей полноте оной отгородиться ещё труднее.