Человечество нуждается в спасении от распространяющегося в мире зла — фундаментальная российская постановка проблемы миростроительства.
Продолжаем публикацию главы 2.8 «„Русская идея“ против мирового господства» фундаментальной коллективной монографии под ред. Сулакшина С.С. «Россия и мир. Российский мировой проект».
Предыдущие публикации читать здесь: часть I, часть II.
ИСТОКИ ИДЕОЛОГИИ «МИРОВОЙ ИМПЕРИИ» ЗАПАДА
Эсхатологический идеомиф о создании мировой империи был исторически присущ не только атлантистской семиосфере. В качестве этнографического курьеза путешественники по Африке отмечали, что каждый из племенных вождей видел свою задачу в завоевании всего мира. По китайским политическим представлениям, император является правителем всего мира, а прочие властители выступают его вассалами [27]. Синтоистские проповедники по сей день провозглашают неотвратимость наступления эры политического господства микадо в мире.
«Границы Японии» должны быть приведены в соответствие с «границами японского духа», распространявшимися фактически на весь азиатский континент. Выпускались даже карты, где не только Курилы и Сахалин, но все сибирское пространство России было окрашено в японские цвета. Японское экономическое чудо основывалось на чувстве национального реванша за поражение в войне и представляло собой модификацию самурайского духа. Обвинения юдофобской печатью иудеев в наличие талмудической программы мировой глобализации могло быть адресовано, по сути, к любому народу.
Машиах, будучи национальным иудейским царем Нового Израиля, станет, вместе с тем, и мировым правителем. Согласно кабалистике, он явится воплощением первородного ангела, не то Эона — «князя вечности», не то Метатрона — «князя мира».
Сразу же по вступлению в Мекку, Мухаммед являясь всего лишь наставником одной из сект, направил ультиматум в Византию, Иран и Эфиопию с требованием принять ислам, угрожая в противном случае карой Аллаха, осуществляемой руками мусульман. На курултае 1206 г. Темуджин был провозглашен не просто ханом монголов, но и Царем царей, Государем государей, правителем мира. Военный экспансионизм языческого Рима определяла идиома мирового господства — «дойти до предела земель». Провозглашая себя императором, Наполеон выдвигал новый модернизированный проект европоцентристской мировой империи [28]. Сепаратистское движение в России не просто преследовало задачи достижения национального суверенитета, а выдвигало идеологию имперского шовинизма. Знаменем польского освободительного движения была идеологема восстановления Речи Посполитой «от моря до моря», включавшей территории, заселенные не только этническими поляками. В колоссальных географических масштабах фигурирует национальный идеомиф «Великой Эстонии», восточная граница которой достигает Китайской Стены. Подобных примеров гораздо больше.
Истоки современного мондиалистского проекта усматриваются в пяти идеологических традициях.
Во-первых, в языческих преданиях европейцев. Ставшие основой рыцарской семиотики легенды о рыцарях Круглого стола содержали эсхатологическую проекцию воссоздания вернувшимся из Аваллона королем Артуром мирового королевства.
Во-вторых, в специфике католической эсхатологии. Если в православной историософии тысячелетнее царствие Христово относили ко времени прошлому — тысячелетнему опыту Византийского катехона, то в католичестве — к периоду ближайшего будущего. Поэтому православный человек пребывал в преддверии прихода Антихриста, католик — политического всеединства в рамках государственности Христа.
Третьим источником стал иудейский мессианизм, формировавший ментальность значительной части финансовой олигархии.
В-четвертых, протестантская теология предопределения. М.Вебер обратил внимание лишь на одну сторону ее цивилизационной трансформации — богоизбранность богатых. Но если богатые богоизбранные, следовательно, бедные — богоотвергнутые. Бог лишил бедняков благодати еще до рождения. Отсюда беспрецедентные в мировой практике репрессии английских джентльменов против нищих или пуританский закон, предусматривающий казнь ребенка за украденную булку. Соответственно, богоотверженными являются бедные нации. Богоизбранные богатые праведники противопоставляются в системе Нового мирового порядка богоотверженным бедным грешникам.
Пятым, и пожалуй наиболее значительным компонентом, стала масонская философия. При всей вариативности масонских систем общими являлись монистические принципы мировоззрения вольных каменщиков, телеологическая заданность создания идеального человека, коему соответствует универсальная модель общественного устройства [29].
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ МИРОВОЙ ИМПЕРИИ
Имеются все основания утверждать о проектном характере современного глобализационного экспансионизма Запада. Наличие проекта прослеживается через историческую преемственность стратигем глобальной экспансии (рис. 2.8.9).
Рис. 2.8.9. Эволюция концепта мировой империи Запада
Как мировая империя идеологически позиционировалась римская государственность. Одним из раннехристианских проектов политической глобализации стало сочинение «О Граде Божьем» Августина[30]. В нем выдвигался концепт глобальной новоримской христианской империи.
Ведущим мотивом средневековой историософии являлись, как известно, пророчества Даниила о последовательной смене пяти мировых империй. Сообразно с ней, теория о перемещенном Риме апробировалась не только на Руси. Римская империя, согласно христианской историософии, будет мировым царством, последним в истории, непосредственно предшествующим установлению Царствия Божия. Запад ревновал к «империи Ромеев», сам примеряя на себя облачение мировой державы.
В дальнейшем в постреформационные времена идея мировой империи Запада реализовывалась уже через секулярную парадигму. Произошло своеобразное цикличное возвращение к идеологии древнеримского нерелигиозного экспансионизма. Исторически было предложено две версии мирового имперостроительства.
В одном случае субъектом экспансионного глобализма выступала континентальная Европа, в другом — атлантистский (англо-саксонский) мир. Европейско-континенталистская версия оказалась исторически прерывна. В практике экспансии она была представлена вспышками военной агрессии периодов Наполеона и Гитлера.
Провозглашая себя императором, Наполеон выдвигал проект мировой империи. Впоследствии Наполеон III частично реанимировал данную идею в рамках концепта мировой Латинской империи (отсюда происхождение современного культурно-географического понятия), сочетающего ценности секулярного и прежнего христианского имперостроительства. Фашизм, казалось, окончательно сорвал маску с западного экспансионизма, указав, что цель его сводится к тривиальной формуле мирового господства. Отсюда — стремление Запада всячески дистанцироваться от гитлеровского проекта, обосновать его генетическую чужеродность. Вторая версия проекта мировой империи стратегически никогда не прерывалась, будучи представлена единой и последовательной политической линией вначале Лондона, а затем Вашингтона. Мировая Британская империя, а вовсе не Россия, как считают многие, являлась в период своего могущества крупнейшим государством планеты. Соединенные Штаты Америки фактически унаследовали ее геополитические функции, стиль политики, имперские амбиции. Показательно, что распад Британской империи точно совпал с выдвижением на авансцену мировой геополитики США.
Мнения о том, что-де-факто Британская империя в новой модифицированной конфигурации по-прежнему существует, придерживаются сегодня многие мыслители, такие как, например, Линдон Ларуш [31].
Всякий раз Западный проект сталкивался при своей практической реализации с непреодолимыми препятствиями [32]. Таким препятствием постоянно оказывалась Россия и ее исторические предшественники (рис. 2.8.10). Римская экспансия фактически провалилась при выходе в зону протославянской эйкумены. Начавшееся в степях Евразии переселение народов уничтожило западно-римскую государственность. На Востоке же сложился иной тип империи, представлявший собой идейную альтернативу традиционному римскому империализму.
Рис. 2.8.10. Россия и западная экспансия
В дальнейшем именно Византия была в течение многих столетий главным сдерживателем латинского экспансионизма. Русское средневековое государство сыграло решающую роль в отражении католической экспансии на Восток. От Александра Невского до Дмитрия Пожарского борьба с латинством, представляемым различными геополитическими субъектами, была основным вызовом русской национальной истории.
Нет нужды в доказательстве определяющей роли России в расстройстве близких, казалось бы, к реализации проектов мирового господства в 1812 и 1941 гг. Российская империя могла воевать и с Германией и с Японией, но главным ее геополитическим противником, несмотря на конфигурации различных коалиций, признается Великобритания. Фактор России не дал фактически состояться мировой британской гегемонии. В дальнейшем в период «холодной войны» ту же роль сдерживать западный экспансионизм, на этот раз американский, взял на себя СССР. В этом отношении распад Советского Союза и слабость постсоветской России сделали мир беззащитным.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ПРИМЕЧАНИЯ
[27] История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974. С. 188–189.
[28] Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. М., 1999; Генон Р. Царь мира. Коломна, 1993.
[29] Острецов В. М. Масонство, культура и русская история (историко-критические очерки). М., 1998.
[30] Августин. О Граде Божьем. Минск, 2000.
[31] Американский экономический гуру предрек кризис в США // http://km.ru
[32] http://vbagdasaryan.ru/rossiya-i-zapadnyiy-proekt/