Сокол, который не взлетел — bumgames

Сокол ЭС-250 (справа)

Как в России вбухали 500 млн долларов в скоростной поезд, а он в итоге не совершил ни единого рейса.

В городе Санкт-Петербурге, рядом с Балтийским железнодорожным вокзалом, на путях, принадлежащих музею железных дорог России стоит вот такой интересный электропоезд.

Это ЭС-250 «Сокол», в разработку которого были вложены уйма сил и куча денег, но в итоге он не совершил ни единого регулярного рейса и не перевёз ни одного пассажира. Как же могло случиться подобное фиаско?

Для начала отправимся лет на 25 назад. Идёт конец 90-х годов и явственно ощущается нехватка скоростного поезда между Москвой и Санкт-Петербургом. На тот момент времени единственным скоростным поездом между двумя крупнейшими городами страны был ЭР-200.

 поезд Эр-200 (слева)

ЭР-200 проезжал этот маршрут за 4 часа 50 минут, но ходил только по пятницам, да и уже был довольно устаревшим (он начал эксплуатироваться ещё в 1984 году).

ЭР-200 в Санкт-Петербурге, рядом со станцией «Обухово», 2001 год. Автор фото — Алексей Шомин

Вариантов дальнейшего развития событий было два: либо пытаемся создать что-то своё, либо закупаем составы у тех, кто уже добился в этом деле определённого успеха. Решили пойти первым путём.

Создание скоростного поезда под кодовым именем «Сокол» поручили…конструкторскому бюро морской техники «Рубин». Да, вы всё правильно прочитали. Нет, конструкторское бюро «Рубин» до этого никогда не делало поездов. С чего вдруг сверху решили, что раз КБ «Рубин» делает хорошие подводные лодки, то и с электропоездом справится — мне неведомо.

ЭС-250 в депо Санкт-Петербург — Балтийский автор фото — Дмитрий Смирнов

«Сокол» собирали с миру по нитке, всего в его производстве было задействовано более 60 предприятий, что, само собой, задачу совершенно не упрощало. Сборка поезда осуществлялась на Тихвинском заводе «Титран».

И вот, к 2000 году опытный образец «Сокола-250» (250 — конструкционная скорость) был готов и отправился на испытания. Точных цифр, сколько в итоге потратили на разработку и сборку состава нет, но в сети упорно ходит приблизительная цифра 500 миллионов долларов, давайте от неё и будем отталкиваться (к слову чуть позже за поставку и обслуживание 8 «Сапсанов» РЖД заплатит чуть более 600 миллионов евро). Ну а что — зато своё!

кабина машиниста

Итак, в 2001-2002 годах наш красавец «Сокол» проходил испытания и даже сумел показать скорость в 236 километров/час, но так и не дотянул до заявленных 250 км/ч.

И вот, по итогам всех эксплутационных испытаний комиссия объявляет что…электропоезд «Сокол» для работы с пассажирами допущен быть не может, потому что представляет неиллюзорную опасность.

ЭС-250 в музее железных дорог России. Автор фото — пользователь Влад с сайта trainpix.org

В чём же она заключалась, эта опасность? Для начала — тормозная система. Перегрев тормозных дисков при торможении у «Сокола» достигал 500 градусов по Цельсию, тогда как допустимый параметр — всего-лишь 80 градусов. Постоянно случались сбои в антиблокировочной системе, из-за чего колёсные пары просто-напросто могло заклинивать.

Вагоны ЭС-250 (слева) и ЭР-200

Система кондиционирования совершенно не отвечала уровня шума и вибрации, герметичность вагона была на крайне низком уровне (странно, вот уж тут-то КБ «Рубин» с их опытом строительства подлодок могло бы и постараться), а система воздухопроводов не обеспечивала безопасности в случае пожара. А мы помним, что тормозные диски накалялись до 500 градусов, так что вероятность его была совсем не маленькой.

ЭС-250 на испытаниях. Автор фото — Максим Ластовка

В общем, всю разработку и эксплуатацию «Сокола» можно описать одной картинкой.

«Сокол» так ни разу и не вышел в пассажирский рейс, но его решили сохранить для музея (легенда, на которой никто никогда не ездил). «ЭС-250» располовинили и отправили в два музея — музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги и на базу запаса Центрального музея Октябрьской железной дороги, откуда он в итоге отправился на новую площадку музея железных дорог России, где я его и обнаружил.

музей железных дорог России

Вот такая любопытная история про «Сокол», который в итоге так никуда и не полетел. Ну а вместо «Сокола» РЖД в итоге закупило хорошо знакомые нам «Сапсаны», которыми до сих пор успешно пользуется.

Публикация канала «Путешествия и всего по чуть-чуть»

bumgames.ru
Добавить комментарий