В России больше нельзя будет получить экономическое образование на заочной основе. Это запрещают вступившие в силу c этого года государственные образовательные стандарты. Исключение сделано лишь для абитуриентов, которые уже имеют одно высшее образование. Представители высшей школы обнаружили в этой новации немало странностей.
Авторы актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов (так называемых ФГОС 3++) в числе ключевых причин запрета экономической «заочки» называют необходимость повышать качество подготовки специалистов. Одной специальности в блоке «Экономика и управление» повезло чуть больше других: стандарт специальности «таможенное дело» разрешает студентам учиться заочно.
Однако эксперты предполагают, что решение, судя по всему, продиктовано сложившейся социальной ситуацией, связанной с «перепроизводством» экономистов, а не с низким качеством их подготовки на заочных отделениях. О необходимости переключиться на подготовку инженеров ещё несколько лет назад заявлял Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост премьер-министра России. «Хватит готовить юристов и экономистов, нам их уже достаточно. ˂…˃ Нужно сделать акцент на инженерном образовании», – указывал Медведев.
– По результатам контактов с профессионалами можно предположить, что отраслевых экономистов скорее не хватает. В избытке, возможно, лишь экономисты общего профиля, – пояснил «Октагону» кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн. Он добавил, что после отказа государства от социального планирования неясна потребность в специалистах различных специальностей.
Борьба с профицитом
Первый удар по экономическим направлениям был нанесён в 2012–2015 годах: тогда значительно уменьшился бюджетный набор. Позднее стали резко сокращать количество частных вузов. Это делалось в том числе и с целью ликвидации асимметрии в подготовке экономических и технических специалистов.
Экономическое направление на протяжении долгого времени остаётся одним из самых востребованных у абитуриентов.Фото: Алексей Куденко/РИА Новости
– По поводу правильности и эффективности этого шага [запрета заочной формы получения экономического образования] есть сомнения. Например, существуют направления бакалавриата, связанные с экономикой и аналитикой. Как показывает практика, заочники по этим направлениям востребованы на рынке труда и они более мотивированы на обучение, – заявил изданию заведующий кафедрой бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук Дмитрий Назаров. В то же время он полагает, что экономические вузы сумеют перестроиться под новые требования.
Представитель одного из таких учебных заведений в разговоре с «Октагоном» обратил внимание на то, что сейчас обсуждается вариант, при котором студентов будут зачислять на очно-заочную (вечернюю) форму. Посещать университет при этом придётся редко, а образовательный процесс преимущественно переместится в онлайн. Проблема лишь в том, что поправки к закону «Об образовании» оговаривают закрытый список случаев, когда вводится дистант: возникновение некоторых чрезвычайных ситуаций (каких конкретно, не указано) и появление угрозы их возникновения, введение режима повышенной опасности по всей стране или в отдельной её части. Закон, непосредственно регулирующий электронное образование, депутаты Госдумы ещё не рассмотрели.
По данным Высшей школы экономики, студентов-экономистов в стране больше всего – 12,4 процента, на втором месте – юристы (7,9 процента). Тройку лидеров замыкают специалисты в сфере управления и инженеры – по 4,5 процента.
О том, что на рынке труда наблюдается переизбыток специалистов, получивших экономическое образование, аналитики говорят последние полтора-два десятилетия. Действительно, диплом экономиста можно было получить едва ли не в любом вузе страны, по специальности работали 30–40 процентов выпускников, но при этом многие фактически были «недоквалифицированными».
– В начале 2021 года стали на 11 процентов реже искать экономистов по сравнению с тем же периодом в 2020 году, но они и раньше по спросу не могли конкурировать с такими сферами, как IT, продажи и e-commerce, – рассказала изданию основатель рекрутингового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова.
По её данным, на Москву и Санкт-Петербург сегодня приходится около четверти вакансий экономистов со всей России. При этом уровень заработных плат таких специалистов, имеющих релевантный опыт от трёх – пяти лет, в стране колеблется от 30 до 80 тыс. рублей; средняя зарплата экономистов в столичных городах составляет 65–140 тыс. рублей.
Запрет базара
Одна из основных претензий к заочному образованию – низкий уровень качества обучения. Аналогичные жалобы поступают сейчас и на дистант. Если заочники выполняют установленный объём требований, то никакой имитации обучения быть не должно, но практика отличается от теории.
«Уровень контента, предоставляемого студентам-заочникам, чаще всего низкопробный, с нарушением принятых профстандартов, обратная связь или отсутствует, или формальная, политика оценивания запутанная».
Юрий Белоножкин
президент Союза профессионалов дистанционного обучения
– Но вуз делает страшную глупость и идёт навстречу очередной мамочке в декрете, из жалости и снисхождения ставит ей завышенные оценки по предметам, не отчисляет. Мотив у вуза вроде бы хороший – мамочка приносит вузу доход. Но в итоге проигрывают все, – пояснил «Октагону» Юрий Белоножкин. По его словам, теряется авторитет вуза, обесценивается выданный диплом.
Закономерно встал вопрос: можно ли заменить заочную форму обучения дистанционным образованием? Законопроекты, регулирующие правила получения онлайн-образования, находятся на рассмотрении в Госдуме. Одним из преимуществ дистанта для студента является возможность сократить издержки – транспортные и иные расходы. Однако учёба на заочном отделении в отличие от онлайн-занятий сохраняет личный контакт с преподавателем на установочных лекциях, зачётах и экзаменах, сообщила изданию кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Сазанова.
– Если дистанционное обучение будет включать групповые онлайн-консультации, то студент и вуз от этого только выиграют. Если ограничатся онлайном, качество обучения неизбежно ухудшится. Дистанционное обучение может быть качественным, только если возьмёт всё лучшее от традиционной заочной формы обучения и дополнит её преимуществами онлайн-технологий, – отметила собеседница.