Фото: © youtube.com
Отшумевший и нашумевший ПМЭФ принес множество открытий в самых разнообразных сферах жизни российского общества. Одним из них стало заявление зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова, который привлек внимание к такой наболевшей проблеме как телефонное мошенничество. «Мы близки к тому, что можно считать телефонное мошенничество национальным бедствием», — заявил он.
По данным МВД, в 2020 году было зарегистрировано 510 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий — на 73% больше, чем годом ранее. При этом не все жертвы сообщают о попытке телефонного мошенничества, так что проблема наверняка куда более шире и глубже. От так называемых «звонарей» не застрахован никто. Даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина рассказывала о своем опыте общения с телефонными аферистами, которые пытались выведать у нее данные банковской карты. Недавно у 96-летнего ветерана Великой Отечественной войны Василия Пронина, который на параде Победы сидел рядом с Владимиром Путиным, обманом выманили 400 тыс. руб., и весьма отрадно, что этих злодеев уже задержали с привлечением сил Росгвардии. Увы, не всем обманутым повезло рядом с президентом сидеть, а у остальных пострадавших денежки такие же кровные, их бы вернуть надо, а злоумышленников наказать по всей строгости. Тем более, что зачастую жертвами преступников становятся именно пожилые люди, доверчивые и беззащитные.
Преступность, как известно, всегда идет на шаг впереди, и телефонные мошенники не исключение. Директор блока экспертных сервисов Bi.Zone Евгений Волошин заявил: «Мошенники регулярно проводят работу над ошибками и выбирают схемы, приносящие максимальную прибыль. Вследствие такого отбора звонки от службы безопасности сегодня не в тренде и, можем надеяться, скоро совсем останутся в прошлом». Сейчас «звонари» чаще представляются сотрудниками правоохранительных органов: в июле 2020 года таких случаев было зафиксировано 768, а в апреле 2021 года уже 5643. Кроме того, в московском управлении МВД выяснили, что 50−60% звонков идут с территории Украины, то есть «черные» колл-центры находятся в этой стране. Оперативники устанавливают местоположение преступников, но привлечь их к уголовной ответственности не могут, при этом денежный оборот одного «логова звонарей» составляет примерно 65 млн рублей в месяц.
Телеграм-канал «Новый век» пишет: «На данный момент, несмотря на множество новых криминалистических новаторств, практически полностью отсутствуют эффективные методы предупреждения и раскрытия виртуальных преступлений. Спросите у любого пострадавшего, сумел ли он после заявления в полицию вернуть свои деньги и добиться наказания для преступника?.. на многих платформах можно использовать данные из потерянных или фальшивых паспортов, десятки раз перепроданных SIM-карт, да и от телефонных мошенников, утечки данных и прочего — массовой защиты так и не придумали».
На фоне таких тревожных сообщений правоохранительные органы пытаются хоть как-то отреагировать на острую проблему, взаимодействовать с общественностью, но выглядят такие попытки, мягко говоря, неубедительно. Недавно на официальном канале краевого МВД «Полиция Красноярья» был опубликован ролик «Участковый в лесу. Самое грустное видео. Смотреть до конца», вызвавший полное отсутствие сочувствия у комментаторов, хотя видео было действительно просто душераздирающим.
Некий гражданин в форме бродит по лесу, собирает цветочки (по версиям специалистов полицейский в кадре сорвал первоцвет крупночашечный (Prímula macrocályx), который внесен в Красную книгу Бурятии, Иркутской и Томской областей), звучит песня группы «Любэ» про березы, которые «все понимают», а в конце текст: «Каждый раз, когда вы переводите деньги телефонным мошенникам, где-то грустит один участковый». При виде этого зрелища, неизвестно какое отношение имеющего к правоохранительной деятельности, невольно вспомнился занимательный диалог, который вели доктор Стравинский и поэт Иван Бездомный:
«Давайте рассуждать логически. Возьмем ваш вчерашний день, — тут он повернулся, и ему немедленно подали иванов лист. — В поисках неизвестного человека, который отрекомендовался вам как знакомый Понтия Пилата, вы вчера произвели следующие действия, — тут Стравинский стал загибать длинные пальцы, поглядывая то в лист, то на Ивана, — повесили на грудь иконку. Было?
— Было, — хмуро согласился Иван.
— Сорвались с забора, повредили лицо? Так? Явились в ресторан с зажженной свечой в руке, в одном белье и в ресторане побили кого-то. Привезли вас сюда связанным. Попав сюда, вы звонили в милицию и просили прислать пулеметы. Затем сделали попытку выброситься из окна. Так? Спрашивается: возможно ли, действуя таким образом, кого-либо поймать или арестовать?»
(М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита)
В настоящее время рассматриваются самые разнообразные пути борьбы с телефонным мошенничеством, в основном направленные на ликвидацию анонимности в виртуальном пространстве (это вообще универсальный рецепт решения всех проблем — тащить и не пущать), запрет на совершение звонков с российской нумерацией из-за границы для абонентов не в роуминге, наделение операторов обязанностью использовать номера только из выделенной установленным порядком телефонной емкости и т.д. Но безотносительно предполагаемой эффективности данных мер это все пока наработки и перспективы, а проблема — вот она, стоит в полный рост, какие-то негодяи безнаказанно грабят беспомощных пожилых людей, а участковые по этому поводу грустят в лесах, ища сочувствия и понимания у российских березок. В условиях, когда государство только разрабатывает пути решения, спасение утопающих становится делом рук самих утопающих, и социальные ролики, возможно, могли бы стать одним из методов, помогающих гражданам самостоятельно оградить себя от противоправных действий «звонарей».
Для этого создателям подобных грустных видео (действительно, радоваться нечему) можно было бы вспомнить, что участковый уполномоченный — это не бездельник, который прохлаждается в лесу, обнимает березки и собирает краснокнижные цветочки, а главный человек на вверенном ему административном участке, выстраивающий взаимодействие с гражданами — кто пьет, кто жену бьет, кто посягает на общественный порядок, а кто вполне законопослушный гражданин. Согласно п. 43 Приказа №1166 МВД РФ участковый уполномоченный обязан ежедневно осуществлять профилактический обход, при этом в течение года со дня закрепления за ним административного участка — посетить все объекты, в том числе жилые помещения (квартиры, жилого дома, комнаты), на административном участке. В полном соответствии с обязанностями участкового в ролике мог бы быть показан не меланхолик, вперивший трагический взор в горизонт, а офицер полиции, совершающий тот самый профилактический обход и в доступной форме разъясняющий гражданам, каким образом можно уберечься от телефонных мошенников, например:
Не паниковать, когда вам сообщают по телефону какую-либо информацию, пусть даже и шокирующую. Необходимо прервать телефонный звонок и тщательно обдумать то, что вам сообщили.
Если обманщики утверждают, что кто-то из близких людей попал в беду, следует сразу отключиться и позвонить ему. Если родственник или друг вне доступа, нужно созвониться с тем, кто в этот момент может находиться рядом с ним.
Если разговор ведется с якобы сотрудником правоохранительных органов, то необходимо выяснить его должность и ФИО, в каком отделении он работает — это нормально, настоящий сотрудник полиции по закону обязан представиться.
Ни в коем случае нельзя называть ФИО (свои или ваших родственников) и передавать данные банковской карты. ПИН-код карты не имеют права требовать даже сотрудники банка. Мобильные операторы никогда не просят сообщить код пополнения телефонного счета.
Не следует сразу радоваться, узнав о выигрыше дорогостоящего приза, особенно если вы никогда не участвовали ни в какой лотерее.
Не стоит перезванивать по незнакомым номерам, которые звонили вам и сбрасывали вызов: кому надо, тот сам вас найдет.
Конечно, данный перечень полезных советов не универсальный, да и преступность, как уже было сказано, постоянно развивается, но лишний раз его повторить для законопослушных граждан — и то какая-никакая, но работа с населением. Что в вышеупомянутом ролике, пожалуй, самое грустное — это финал, полицейский-де грустит, когда граждане переводят деньги мошенникам. А сами граждане разве не грустят, когда преступники выманивают у них кровно заработанное, а «оперативники устанавливают местоположение преступников, но привлечь их к уголовной ответственности не могут»? К слову, при ужасном советском тоталитаризме сотрудников милиции не было принято изображать скорбящими плакальщиками на похоронах законности и правопорядка, а наоборот, бесстрашными защитниками общества и гражданина, которые по зову долга «вели незримый бой» и «если где-то человек попал в беду, мы поможем, мы все время на посту».
Красноярское видео наводит на невеселые мысли, что преступность у нас всерьез, а борьба с ней как получится, мошенники преуспевают, а полицейские вместе с законопослушными гражданами пребывают в печали. И дело тут не в участковых уполномоченных и роликах, не несущих никакой смысловой нагрузки кроме той, что «отреагировали», а в том, что в современной путинской РФ выстроена система госуправления, при которой процесс важнее результата, отчет о выполненной работе более востребован, чем сама работа, а деятельность служащих, в том числе и сотрудников силовых структур, оценивается не по реальным успехам, а по количеству формально исполненных начальственных предписаний, иногда по определению невыполнимых.
В проекте Конституции, предложенной России профессором С.С. Сулакшиным, автором Программы переустроения страны «Настоящий социализм. Новая стратегия успешной России» в гл.13 ст.66 указано: «Государство обеспечивает защищенность человека от незаконного насилия, опасного (неблагоприятного) массового информационного воздействия, от негативного влияния человеческой деятельности, неблагоприятного состояния окружающей среды, санитарноэпидемиологического неблагополучия, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». Иными словами, государство должно стать и станет опорой и надежной защитой человека и общества, а сотрудники силовых структур вернут высокий смысл своего служения Родине и народу, уважение и доверие граждан.
Но это в будущей России, которую нам всем мирно и законно еще только предстоит создать на руинах путинизма, а пока государство не очень понимает, как защитить россиян от телефонного мошенничества, ставшего национальным бедствием страны, и чем помочь, разве что погрустить вместе с ними. И не оттого ли в России березы шумят и листву так печально кидают, что даже они уже все понимают, просто в отличие от людей ничего не могут поделать, разве что пригорюниться вместе со всеми…
Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина