Судьба российского флота — bumgames

Написал о Российско-японской войне. Почитал комменты. Обидно все это. Всем нужен определенный виновник. Могу предложить нечистую силу. С учетом того, что российский флот погибал с 1905 по 1995 год четыре раза. Остальных разъяснений с определенными виновниками за все и быть не может.

Если же без виноватых…

Что такое флот?

Если в разрезе политики, это инструмент для определенных целей. Обороны побережья либо наружной экспансии, к примеру.

Если в разрезе функционирования – сначала это вещественная база. Это морские училища, готовящие спецов. Это юноши, рвущиеся бороздить океаны на призывных комиссиях. Это учебки для оных недорослей. Еще это наука, дающая пушки, ГЭУ, приборы управления стрельбой и остальные тактики-стратегии. Это фабрики, способные проектировать и строить корабли мирового уровня. Это склады. Это рембаза, достаточная для данного количества кораблей… И в конце концов, это политики, понимающие, как этот инструмент применять. И какой он нужен. А то просим молоток, индустрия выдает кувалду, а нужна то фигурная отвертка.

Если все это есть – сами корабли дело техники. Если нет – сколько коробок ни строй, а все равно Цусима на выходе. Фактически так и вышло в Российско-японскую. Желали стать как Эвропа, завести колонии в качестве рынков сбыта. В итоге кораблики-то выстроили (и частью приобрели). А рембаза тю-тю. И свойство ух ты. Матросики – забитые рекруты. А пичкать тяжело… Пропархали.

Опосля этого был шанс: строить фабрики, ж/д дороги, доки, создавать конструкторскую школу… Нет, конструкторы были. Вот субмарины выдумали, с ТА Джевецкого и безотсечные. Либо Костенко был, гений прям, правда, о его гениальности мы знаем лишь с его слов, кораблей и проектов от Костенко как-то не наблюдалось. Но принято решение было строить кораблики и числом поболе. Программка Николая – это шедевр, 36 линкоров не шуточка… Умных людей, как постоянно, не послушали:

«Военный министр Сухомлинов высказал мировоззрение, что ранее, чем создавать флот, нужно укрепить Кронштадт, а потом следует лишь приступить к постройке минных судов и подводных лодок, на которых мог бы обучаться личный состав флота; создание базы Ревель – Поркаллауд тяжело осуществимо; в работах штабов по сей день нет никакого единства, которое обязано быть основанием программки развития вооруженных сил империи».

И помчалось…

Заложено 12 линкоров и линейных крейсеров, 10 легких крейсеров, куча эсминцев… Результат – на Балтике целей для «Севастополей» не оказалось. Германцев было или очень много, или очень не много. А эсминцев, тральщиков и обычных ПЛ дико не хватало, пришлось «АГ» у США брать…

В итоге из 12 линкоров недостроены 5. Из восьми крейсеров – все. Старенькые корабли попилили опосля Штатской. И вышло как-то неловко – флота не сделалось. На Балтике 3 линкора береговой обороны (глядеть поход Парижской коммуны на Темное море). Мало «Новиков» и «Барсов» (тех, не имеющих аналогов. Так строить больше никто не пробовал). На Черном море, Севере и Тихом океане ноль.

Для Цусимы номер два не пригодились и жители страны восходящего солнца. В Штатскую сгинуло четыре линкора (понимаю, Императрица рванула ДО, но восстанавливать не стали впору) и куча всякого-разного и старенького и новейшего, лень перечислять. Разве, совершенно, эпический момент:

«Начинался эстонский флот с 2-ух эсминцев – «Спартака» и «Автроила», отнятых у красноватого Балтфлота в декабре 1918 года. Корабли шли на Таллин. Но, встретившись в море с британской эскадрой, революционные матросы выбрали очень спорную стратегию и в итоге сдались, так и не начав схватки. Корабли вкупе с экипажами британцы передали эстонцам. А те, в свою очередь, распорядились ими наиболее искусно».

С подачи будущей «жертвы сталинских репрессий» Раскольникова. А то Небогатов-Небогатов, ах так нужно:

«Стихийный митинг, который шел на палубе и не закончился даже при возникновении врага на борту эсминца. Вообщем, вопросец на повестке стоял вправду принципиальный – пуск помп для осушения трюма, куда поступала вода из пробоины. Шигин пишет, что решение принималось чуток ли не общим голосованием экипажа. В итоге собрание все таки постановило отдать пар к помпам».

Вроде бы там ни было, опосля Штатской войны флот начали восстанавливать, так сказать, в версии 3.0.

Красноватые военморы добивались различное. Даже строить авианосцы. И все числом поболе. И плевать, что судоремонт и кораблестроение стали скромнее, чем при царе Николае. Практика показала – даже СКР «Ураган» толком не выходит.

А что выходило – так вроде крейсера «Красноватый Кавказ», который улучшили, заменив ГК (плохой) на четыре 180-мм орудия. Ясен пень, не имеющих аналогов. В особенности в плане выгорания стволов и одичавшего рассеивания снарядов. До сего времени непонятно – кому необходимы были пушки для загоризонтной стрельбы, если радары еще не выдумали?

К счастью, к власти пробился Иосиф Виссарионович. И, озверев от нарушаемых бесчинств, перестрелял «превосходных флотоводцев» и пересажал «превосходных судостроителей».

Опосля этого дело пошло на лад – приобрели итальянские проекты крейсеров и эсминцев, в меру их ухудшили (Кировы с 152 мм смотрелись бы гармоничнее). Приобрели проект германских ПЛ. И начали строить достаточно удачные «Эски»…

Но не был Иосиф Виссарионович мореплавателем. И опять большая программка. Опять желание необычного (15 линкоров, не шуточка). К счастью, Сталин не торопился. И о легких силах позаботился. Цусимы 3,0 не вышло. Флот показал себя робко, но достойно.

А вот опосля войны помчалась душа в рай. Кузнецов желал линкоров под 100 тыщ тонн. И 30 крейсеров проекта 68. Также томных крейсеров в 30 тыщ тонн. Крейсеров ПВО с 180-мм зенитными орудиями…

Опосля погибели Иосифа Виссарионовича все было списано на Сталина. Как по другому? Покойный «гению» ответить уже не мог.

Позже пришел Хрущев. И, желая улучшить, сделал как постоянно. Крейсера и эсминцы пилили и раздавали папуасам. Ракеты и АПЛ сделали абсолютом…

Одним словом, Цусима. Старенькый флот порезали. А новейший…

56 АПЛ первого поколения, аварийных и устаревших еще на стапелях. Основное – без способности модернизации. По-нашенски – глупо и бесчеловечно. Что К-3 с дефектной ГЭУ, что Хиросима с надводным стартом БР в эру авиации. Ну и шедевр – носители ПКР с надводным стартом. В 100 км от авианосца всплываем (система Фуррор возникла позднее) и… Предстоящее домыслить несложно.

И лишь с 1964 года Горшкову дали… Нет, не рулить. Просто не очень мешали. Развивалась система базирования. Флот стали строить под политику, а не напротив. И основное – стали применять как инструмент, чего же не было со времен Екатерины II.(Сталин пробовал, но, не имея самого инструмента.).

Препядствия никуда не делись – списывать корабли управление не давало. Средств не хватало. И к 1985 году Цусима 4.0 стала намечаться без всякой катастрофы. Ни судоремонт, ни денежные способности такового флота не тянули.

На иголки было надо пускать АПЛ 1–2 поколения. Необходимо было резать вертолетоносцы 1123, ДПЛ 50-х годов и устаревшие СКР-эсминцы-крейсера…

Горшков ушел. И помчалось новое мышление – вкупе со старенькыми кораблями порезали новейшие. Творилось форменное безумие. Так, из 7 авианесущих крейсеров – три порезали, два бросили недостроенными на Украине, один поначалу длительно губили позже продали индусам… Вот головная АПЛ проекта 971 прослужила 10 лет. Флот угробили опять, в 4-ый раз.

Что на данный момент?

Разговор иной. Тяжело на данный момент. И охото, чтоб наших адмиралов, желающих необычного (вроде 6 авианосцев), так и не послушали.

Осталось установить предпосылки. Они ординарны:

1. Флот у нас хронически обгонял экономику. Натуживаясь и снимая с народа крайние брюки, мы пару раз строили килей, как у англосаксов. При всем этом на тыл и моряков вечно не хватало (всем советую письма Рожественского супруге. Флигель-адъютант, вице-адмирал и доверенное лицо Сударя опасается, что супругу пока он в походе, изгонят из казенной квартиры. Собственной не нажил, а казенную ему дали как начальнику МГШ. Командующему эскадрой было не положено. К счастью, не выгнали).

2. Нехватка денег приводила к низкому качеству и кораблей, и боевой подготовки. О таковых «мелочах» вспоминали, когда приходил лохматый зверь. А позже историки обсуждали: кто тупой – адмиралы либо кораблестроители. Вот АПЛ «Лира», титановый корпус, рекордная скорость и полное отсутствие критерий базирования. Выстроили и стремительно угробили.

Баланец подвели, фитанец выдали, в лоро и ностро записали, а денежки-то тю-тю, плакали-с.

3. Имея инструмент, воспользовались им… неискусно. Исключение разве эра Брежнева. И КНДР силами ТОФ от США прикрыли, и таиландских папуасов гоняли, и брали под контроль международные торговые пути. Ну и базами обзаводились, и плавучим тылом, и штатский флот рос. Кажется мне, что определяй Горшков со товарищи военно-морскую политику без Политбюро, то крайнего погрома бы не было. А к 1991 году авианосцев было бы поболе. И старенькых корыт – гораздо меньше. И резать бы сделалось сложнее. За новое и действенное – не усвоют.

4. Часто власть предержащие сами не знали, какой инструмент им нужно. Да, фактически, и не знали, какие они бывают. И как их применять?

5. Ну и конструкторская школа. Все эти не имеющие аналогов прикрывают желание иметь больше за наименьшие средства. Время от времени выходило, почаще – нет. Строить как все не рвались, ну и, судя по сегодняшним метаниям – не рвутся.

Одним словом, или российский флот будет частью политики и ее морской рукою, или не будет совершенно. Но увлекательнее копаться в деталях и находить виновников в системной, в сути, дилемме, которой отдал старт еще Александр с нумером два.

bumgames.ru
Добавить комментарий