Фото: источник
«Транснефть» рискует утратить идущий через Белоруссию транзитный продуктопровод УП «Запад-Транснефтепродукт» стоимостью практически 7 миллиардов руб. из-за роста налогов в республике и понижения загрузки. Минск может инициировать банкротство компании, а потом его национализацию, боятся в «Транснефти». Самой Белоруссии труба нужна для обеспечения сырьем из Европы собственных НПЗ и прокачки нефтепродуктов в направлении Украины. По воззрению юристов, «Транснефть» могла бы оспорить увеличение фискальной перегрузки в суде, но навряд ли ее аргументы будут там услышаны.
Оператор нефтепродуктопровода «Транснефти» на местности Белоруссии «Запад-Транснефтепродукт» может разориться из-за увеличения налогов в республике и административного давления на компанию, заявил “Ъ” 1-ый вице-президент трубопроводной монополии Максим Гришанин. По данной нам трубе русское и белорусское дизтопливо поставляется в Венгрию и Латвию. С января 2020 года кроме экологического налога в размере 0,35 руб. на 1 тонну нефтепродуктов на 100 км Минск практически втрое прирастил ставку налога на прибыль — с 18% до 50%. Под действие указа подпадают лишь национальное ОАО «Гомельтранснефть Дружба», которое и так перечисляет прибыль в госбюджет, и «Запад-Транснефтепродукт».
«Мы издавна ведем работу через Минэнерго и комиссию высочайшего уровня по отмене этого налога, поэтому что он является дискриминационным. И если экологический сбор значительно снижал прибыль нашего компании, то рост налога на прибыль делает его работу убыточной на фоне понижения прокачки»,— отметил Максим Гришанин.
По данным «Транснефти», объемы транспортировки через «Запад-Транснефтепродукт» снизятся с 6 млн тонн в 2019 году до 3,4 млн тонн раз в год в 2021–2024 годах. Убыток может составить до 800 млн руб. в год.
Не считая этого, гласит Максим Гришанин, беспримерно возросло административное давление на компанию. По данным «Транснефти», компания с начала 2020 года получила со стороны белорусских госорганов наиболее 150 запросов (в 2019 году их было 27). Также в 5 раз подросло число выездных проверок — до 20. «В таковой ситуации нормально работать «Запад-Транснефтепродукт» не может, и мы не исключаем, что в перспективе власти Белоруссии потребуют банкротства компании, ссылаясь на то, что стоимость незапятнанных активов компании стала отрицательной»,— отметил государь Гришанин. По данным компании, текущая стоимость активов компании составляет 6,7 миллиардов руб.
Решить ситуацию могло бы или повышение транспортировки до 5 млн тонн, или увеличение работающего тарифа в $2,36 за 1 тонну на 100 км на 80%, до $4,24, высчитали в «Транснефти». Но рост цены прокачки, отмечает советник президента «Транснефти» Игорь Демин, может привести к оттоку размеров с этого маршрута.
Сейчас, по словам Максима Гришанина, «позиция белорусской стороны состоит в том, что богатая «Транснефть» как-то собственной компании поможет и решит сложившуюся делему».
Он отметил, что «Транснефть» будет сопротивляться банкротству и следующей национализации оператора, в том числе через суды.
Белоруссия через контроль над продуктопроводами сумеет получить другой Рф канал поставки нефти на свои НПЗ, отмечает эксперт денежного института при правительстве РФ Игорь Юшков. Так, по его воззрению, Минск может перепрофилировать северную трубу из порта Вентспилс (Латвия) под поставки нефти на Новополоцкий НПЗ и даже на Мозырский НПЗ — через строящуюся перемычку на нефтепроводе «Дружба». По южному участку трубы Белоруссия сумеет поставлять дизтопливо на Украину без получения на это лицензии у Рф (на данный момент поставки ограничиваются из опаски, что горючее будет применено Киевом для военных нужд). Эксперт припоминает, что Украина и на данный момент является одним из самых больших (около 3 млн тонн в 2019 году) потребителей белорусских нефтепродуктов. Игорь Юшков считает, что Белоруссия может пойти на уступки в отношении «Запад-Транснефтепродукта», если Наша родина согласится на ее условия по остальным нефтегазовым вопросцам.
Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров считает, что русская сторона могла бы обжаловать введение экологического сбора и увеличение налога на прибыль в высших судебных инстанциях и интернациональных судах. Для этого компании необходимо обосновать, что размер налога экономически не обусловлен, был повышен очень резко, делает безосновательные конкурентноспособные достоинства для остальных компаний. При всем этом, признает государь Жаров, не факт, что белорусские суды услышат эти аргументы.
Ещё по теме:
Белоруссия не достигнула резкого увеличения платы за транзит русской нефти