По итогам октября впервые за пять лет инфляция в России в годовом выражении превысила восемь процентов. Основной рост пришёлся на продукты питания: за месяц продовольственные товары в среднем выросли на 2,17 процента. Реальные ощущения россиян по поводу масштабов подорожания в разы превосходят официальную статистику. Покупатели говорят, что рост цен на некоторые популярные товары достиг уже 20–30 процентов. Очередное скачкообразное подорожание ряда социально значимых продуктов россияне заметили и в нерабочие дни, введённые в стране для снижения заболеваемости коронавирусом.
По данным Росстата, инфляция в октябре ускорилась до 1,1 процента по сравнению с 0,6 процента в сентябре. В годовом выражении этот показатель достиг уже 8,13 процента – максимальная отметка с февраля 2016-го. Наибольший рост цен был отмечен на продовольственные товары, в частности плодоовощную продукцию. Только в октябре овощи в стране подорожали на 8,65 процента, а с начала года и вовсе выросли в цене на четверть.
В январе – октябре 2021-го стоимость товаров и услуг увеличивалась в два раза быстрее, чем в 2020 году – 6,49 и 3,32 процента. На фоне этих цифр Центробанк в очередной раз изменил свой прогноз по уровню годовой инфляции. Теперь по расчётам регулятора, она составляет 7,4–7,9 процента против 4,7–5,2 процента.
©octagon.media, 2021
Значительно подешевели в стране лишь лимоны, цена которых снизилась на 14,9 процента.
Однако у доходов населения динамика иная. Например, на 1,8 процента сократился реальный размер пенсий. Из доклада Росстата «Социально-экономическое положение России» следует, что этот показатель снижается уже восемь месяцев подряд. Как минимум пенсионерам всё сложней сводить концы с концами.
Привычные продукты превращаются в деликатесы
На деле статистика Росстата имеет мало общего с мнением россиян о подорожании товаров. Покупатели говорят, что продукты питания только в октябре стали стоить дороже на 5–20 процентов, цены на некоторые овощи и вовсе увеличились в два раза. На очередное скачкообразное подорожание товаров люди обратили внимание и в нерабочие дни, введённые по всей стране для снижения заболеваемости коронавирусом.
– Всё лето и в начале осени цены у нас потихоньку ползли вверх, ценники на что-то ежедневно переписывали: то яйца на пять рублей подорожают, то молоко, а 1 ноября магазины как с цепи сорвались, – рассказывает пенсионерка Нина Александровна, жительница одной из деревень в Чеховском районе Подмосковья. – В местном сетевом магазине резкий взлёт цен пытаются маскировать акциями. Например, в октябре пачка сливочного масла стоила 130 рублей без акции и 105 со скидкой. Теперь прежняя цена уже идёт по акции, а полная стоимость зашкалила за 150. В других магазинах скидок и вовсе нет. 29 октября покупала в мясной лавке домашнюю колбасу из индейки за 560 рублей, 1 ноября прихожу – она уже по 680 лежит.
«Всего за несколько дней свиной окорок подорожал с 350 до 390 рублей. Помидоры в другом магазине и вовсе взлетели с 160 до 295 рублей за килограмм, домашние яйца с 110 до 130 за десяток. С такими ценами все эти товары для большинства пенсионеров уже недоступны».
Нина Александровна
пенсионерка
По рассказам женщины, продукты со скидками в сетевых магазинах раскупают уже с утра. Этой осенью люди запасаются значительно энергичнее, чем прошлой.
– В основном граждане закупают впрок товары, которые сильнее всего подорожали за последние месяцы, – рассказывает продавец сельского магазина Наталья Мостовая. – В октябре активнее всего скупали картошку, подсолнечное масло, рис, гречку, недорогие мясные и рыбные консервы. И действительно, все эти товары сейчас стали дороже. Мясо после очередного подорожания берут всё меньше и меньше. Местные у нас уже шутят, что отбивные с пюре превратились в праздничное блюдо.
Женщина обращает внимание на то, что в этом году в хозяйственных магазинах вырос спрос на банки и крышки для консервирования. Эти товары закупали не только сельские жители, но и дачники. Многие не могут позволить себе покупать свежие помидоры и огурцы зимой, поэтому питаются консервированными.
Сильнее всего ценовой удар на себе чувствуют пенсионеры и семьи с детьми.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
– Реальные доходы населения снижаются уже семь лет подряд, однако в этом году это стало особенно заметно из-за высокой инфляции, – объясняет кандидат экономических наук Александр Посталенко. – Сильнее всего ценовой удар на себе чувствуют пенсионеры и семьи с детьми, большая часть доходов которых уходит на питание и минимально на необходимую одежду. Как в 90-е годы, сейчас в магазинах и на рынках становится всё больше старушек, которые просят у посетителей мелочь на хлеб. И это в Москве. Во многих регионах ситуация обстоит намного хуже, люди просто с трудом выживают. Лекарства же тоже дорожают, в результате львиная доля пенсий людей тратится на аптеку. При этом сейчас нет никаких оснований рассчитывать на то, что в ближайшее время инфляция замедлится.
Эксперт объясняет, что цены на продовольствие на мировом рынке достигли пика за последние 10 лет, повышаются и издержки на производство у производителей. Кроме того, в этом году многие регионы столкнулись с низкой урожайностью овощей и злаков из-за климатических явлений.
«В связи с этим минимальная цена на плодоовощную продукцию в рознице так и не достигла уровня прошлого года, соответственно, зимой рост стоимости овощей и круп будет ещё более значительный. В ближайшее время ожидается повышение цен и на молочную продукцию, которую регулярно покупает большинство граждан».
Александр Посталенко
кандидат экономических наук
По мнению врача-терапевта Натальи Кругловой, ситуация с серьёзным подорожанием продуктов неминуемо скажется и на здоровье россиян с небольшим доходом:
– Из-за роста цен и падения доходов часть граждан вынуждена покупать самые дешёвые товары, часто низкого качества. Люди сокращают потребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, натуральных молочных продуктов. Всё это так или иначе отражается на здоровье, в том числе на состоянии иммунной системы. Естественно, такое положение вещей отчасти будет способствовать и росту различных заболеваний, в частности вирусных в зимний период.
Вслед за едой дорожает всё
О резком падении уровня жизни сообщают и люди, которые до пандемии могли похвастаться средним достатком. Они лишаются возможности путешествовать, посещать театры, покупать качественную одежду, обувь и бытовую технику. Новые автомобили и вовсе превратились в предмет роскоши, недоступный для простых смертных. Вслед за ними рекордно выросли в цене и подержанные авто.
– В апреле мы не смогли пойти в театр из-за болезни, – рассказывает москвичка Ульяна. – Тогда билеты на четверых в партер обошлись нам в 11 тысяч рублей. В сентябре стоимость похода в театр на тот же спектакль на аналогичные места увеличилась почти до 19 тысяч, пришлось отказаться от посещения. Такая же ситуация и с поездками по России. В прошлом году на новогодние праздники снимали двухкомнатную квартиру в Ярославле за четыре тысячи рублей в сутки, в этот раз за неё же нам озвучили ценник в 6,5 тысячи. И это за обычную двушку без особого ремонта в двух километрах от центра. Отдать такую сумму просто за проживание мы уже не в состоянии. Друзья хотели на Новый год съездить в Карелию, так путёвка в 5-звёздочный отель Турции оказалась значительно дешевле, чем поездка на наш север.
Россияне рассказывают, что из-за серьёзного подорожания вынуждены были сменить магазины среднего класса на дискаунтеры.
По мнению экономиста Николая Терехова, рост спроса на товары из дешёвого сегмента отчасти повлиял и на ускорение повышения их стоимости.
– Помимо сезонных овощей, всё быстрее растут в цене ходовые продукты, без которых людям сложнее всего обойтись, – рассказал эксперт. – Тенденция к запасанию, которая опять резко активизировалась у россиян, только способствует разгону цен. У продавцов нет резона тормозить цены на товары, если их в любом случае активно покупают. На увеличение стоимости непродовольственных товаров и услуг отчасти влияют и ограничения, введённые в стране из-за коронавируса. Те же театры вынуждены работать в условиях ограниченной заполняемости залов, а расходы на каждый спектакль при этом у них не уменьшаются.
Экономист подчёркивает: рост цен на одни товары, нередко связанный с объективными причинами, тянет за собой глобальное подорожание всего остального.