Фото: Serg Glovny/ZUMA Wire
Коронавирус на время остановил атаку слуг новейшего мирового порядка в монашеских облачениях на каноническое Православие: «ПЦУ» получила собственный жирный кусочек, другие застыли в очереди. Но с восхождением на южноамериканский «трон» гиперактивного деда Джозефа Байдена, прямым текстом пообещавшего устроить русским и сербам весёлую жизнь, краплёная карта автокефалий быть может разыграна опять.
Кому до Фанара
Чудилось бы, вся активность вокруг конторы по раздаче томосов под заглавием Вселенский патриархат, он же Фанар, застыла. Во-1-х, эпидемия занесла свои коррективы, и Варфоломею-заде с присными сделалось совершенно не ранее. С иной стороны, афера с «ПЦУ» («Правоверная церковь Украины») не принесла ожидаемых профитов, при всем этом значительно подмочив авторитет Константинопольского патриарха и поставив православный мир если ли не на грань раскола (каноничность свидомитов признали лишь подчинённые Варфоломею греческие церкви плюс Александрийский патриархат, который, на самом деле, тоже можно именовать греческим), то в ситуацию серьёзного размежевания. Дело дошло до того, что даже снутри Кипрской церкви не оказалось единства по этому вопросцу.
Тем не наименее, если вопросец поднимают, означает, кто-то в нём заинтересован. В томосах для так именуемых Черногорской православной церкви и Македонской православной церкви — Охридской архиепископии (для удобства будем именовать её просто Македонской православной церковью, МПЦ). И та и иная, как и их «коллеги» из «ПЦУ», являются только политическими инструментами. 1-ая в своё время была официально зарегистрирована как общественная организация в полицейском участке столичной черногорской Подгорицы, 2-ая была сотворена, и это не шуточка, при прямом участии коммунистического режима социалистической Югославии.
Как двигали анафему
Правоверная церковь в Черногории возникла в один год совместно с основанной святителем Саввой Неманичем сербской автокефалией, другими словами в 1219 году. Его ученик Илларион возглавил учреждённую на землях сегодняшней Черногории Зетскую епископию. И прямо до середины XVIII века черногорские епископы, а потом митрополиты посвящались в сан конкретно сербскими патриархами, прямо до того, как турки по наущению греков устранили сербскую патриархию. Когда же опосля Первой мировой войны, в 1920 году на соборе в Сремских Карловцах было принято решение сербскую патриархию воссоздать, Черногорская митрополия, равно как и остальные епархии воссоединившихся сербских земель, вошла в состав Сербской православной церкви. Добровольно. И никого это не напрягало прямо до 2-ой мировой войны, когда премьер-министр учреждённого итальянскими оккупантами черногорского марионеточного правительства Секула Дрлевич не надумал сделать Черногорскую православную церковь. Тогда, правда, его воистину безумную затею не поддержали даже откровенные коллаборационисты.
Но то, что не вышло в грозовые годы 2-ой мировой, полностью для себя вышло спустя полста лет, в тяжёлый, кровавый и мутный период распада Югославии. В 1993 году на сходе черногорских националистов-сепаратистов в исторической столице этого сербского края, Цетине, было принято решение сделать свою Церковь. Сказано — изготовлено. И в 1997 году её возглавил достаточно занимательный фриковатый персонаж по имени Мираш Дедеич. Этот тщедушный, но очень активный человек «преуспел» всюду: из Столичной духовной академии, куда его отправили обучаться от СПЦ, он был изгнан за неуспеваемость, но всё-таки получил духовное образование в Белграде и Риме. Стал женатым попом, но за падкость на слабенький пол от него ушла супруга, так и не дав развода. Скандал? Скандал, но ушлый священник не растерялся, перебежав из СПЦ в Константинопольский патриархат, где его выслали прямиком в Рим. И всё бы отлично, но в заокеанских землях этот «гасконец» непростительно для православного архиерея сблизился с католиками, за что навлёк на себя гнев патриарха Варфоломея. Того самого. И тот воспретил Дедеича в служении.
Чудилось бы, судьба экстравагантного попка была навечно уничтожена, он с позором возвратился в родные пенаты, но здесь его отыскали и пригрели под своим крылом адепты местной Церкви. И в 1997 году опосля погибели фаворита предложили ему их возглавить. Но вот неудача — Дедеич считался женатым. Да и это оказалось не неувязкой: раскольники из неканонического Альтернативного синода Болгарской православной церкви постригли его в монахи, а потом предназначили в епископы Черногорской православной церкви. Старичок Мираш стал цельным «митрополитом Мишей», что так возмутило Константинополь, что тот кинул выскочку анафеме. Но того это не смутило, в ответ он именовал Константинопольского патриарха «турецким патриархом».
Года два вспять, глядючи на Украину, карту Черногорской православной церкви начал разыгрывать теран Черногории, бессменно правящий данной нам территорией с 1991 года, Мило Джуканович. Он начал обхаживать Варфоломея и на публике заявлять, что Черногорскому государству нужна своя Черногорская церковь, чтоб раз и навечно разорвать с губительным воздействием Белграда. Что звучало очень занимательно, если учитывать, что Джуканович ранее постоянно позиционировал себя как безбожника.
Годом ранее Скупщина Черногории приняла «Закон о свободе исповедания», согласно которому если религиозная организация не подтвердит своё право на имущество до 1918 года (год присоединения Черногории к царству сербской династии Карагеоргиевичей, будущей Югославии), правительство может считать это имущество своим. Понятное дело, против кого был ориентирован этот законопроект: СПЦ возродилась лишь в 1920 году. При всем этом распоп «митрополит Миша» во всех интервью гласил, что хватит уже СПЦ обладать «черногорскими святынями».
В ответ страна взорвалась протестными литиями и крестными ходами, над которыми стали реять запрещённые сербские триколоры. В итоге народное возмущение вылилось в то, что на августовских парламентских выборах партия Джукановича в первый раз за 30 лет потерпела поражение, а пришедшее к власти парламентское большая часть и правительство приняли новейшую редакцию «Закона о свободе исповедания» — без дискриминирующих каноническое сербское православие статей.
И что, Джуканович с Дедеичем признали поражение? Вроде бы не так. 1-ый ушёл в тень и накапливает силы для контрудара, а 2-ой чуток ли не любой денек делает истеричные заявления о том, что злостные сербы украдут у Черногории всё и опять присоединят к для себя.
Как безбожники церковь делали
В Северную (Вардарскую) Македонию Православие пришло на населённую в большей степени болгарами местность довольно издавна, а собственная самоуправляемая Охридская архиепископия возникла в XI веке опосля победы ромеев (византийцев) над болгарами и упразднения Болгарского патриархата. Чтоб окормлять «инородцев» — болгар, сербов, влахов. И конкретно из неё спустя два столетия выделилась сербская автокефалия. Потом Охридская архиепископия подчинялась то болгарам, то сербам, а опосля захвата Балкан турками была упразднена ими, как и сербская Печская патриархия, посреди XVIII века. По итогам 2-ой Балканской войны Вардарская Македония и совместно с ней Охридская кафедра перебежали в состав Сербии, во время Первой мировой войны быстро возвратились к Болгарии, но опосля ушли в Югославию, под каноническую юриспунденцию СПЦ. В процессе 2-ой мировой войны край был оккупирован болгарскими пособниками Третьего рейха, совместно с ними возвратилась туда и БПЦ, но опосля 1945 года там воцаряются социалистическая Югославия и, соответственно, СПЦ. Крайняя — быстро.
Чтобы не допустить «сербского великодержавного шовинизма», также воздействия примыкающей Болгарии, режим коммунистического Белграда начал опыт по созданию отдельной македонской цивилизации. По украинскому эталону. На что работали целые исследовательские университеты, придумывая новенькому народу историю, фольклор, обычаи. И Церковь. Да, это кажется неописуемым, но конкретно коммунистическое атеистическое управление Югославии инициировало церковный раскол. При его конкретной поддержке было скооперировано три церковно-народных собора (в 1945, 1958 и 1966 гг.), потребовавших независимости от СПЦ. В 1959-м официальный Белград признал самоуправляемость МПЦ в каноническом единстве с СПЦ, но уже в 1967 году МПЦ ушла в окончательный раскол.
И лишь в 2002 году на призыв Сербской православной церкви возвратиться в лоно канонической Церкви откликнулся митрополит Велесский и Повардарский Иоанн Врашниковски, который был поставлен главой автономной православной Охридской архиепископии СПЦ. Но в ответ македонские власти поставили сербское православие вне закона, а против самого владыки семь раз заводили уголовные дела в спектре от «разжигания межнациональной розни» до «коррупции» (придирались к пожертвованиям, на которые живёт Церковь). В общей трудности архиепископ Иоанн провёл по кутузкам три полных года. При всем этом Скопье отрешается официально регистрировать Охридскую архиепископию СПЦ даже вопреки соответственному решению ЕСПЧ от 2017 года, обязавшему македонские власти создать это.
И поэтому верным канонической Церкви приходится совершать таинства и служить на квартирах, в личных домах, в то время как так именуемая Македонская правоверная церковь отобрала у СПЦ даже те монастыри и храмы, что были возведены в сербский период. Там новейшие обладатели хозяйничают по собственному разумению. Так, в храме при монастыре Святого Иоакима Осоговского близ городка Крива-Паланка опосля «реконструкции» были «переименованы» фрески сербских святых: святой правитель Уроша стал святым Владимиром Киевским, повелители Милутин и Стефан Дечанский — святым Константином Величавым и святым Никифором. Опосля того как замену нашли сербские активисты и обратились к светским македонским властям, исторические имена фрескам пришлось возвратить. Но произошедшее — капля в море. Почти все античные храмы, доставшиеся раскольникам, обыденно разрушаются.
«Эта халатность является следствием раскола, в каком МПЦ находится в протяжении десятилетий, — откомментировал ситуацию архиепископ Иоанн Врашниковски. — Заметив проявленную ими небрежность, можно опешиться, как они рассчитывают на автокефалию, не неся ответственности даже за самые главные святыни».
Но они вправду рассчитывают. Так, в апреле 2018 года с различием в один денек в гости к Варфоломею наведались президент Украины Пётр Порошенко и президент Македонии Георге Иванов — просить томос. И уже тогда владелец Фанара сделал говорящее о его планах заявление: «Существование раскола не является аргументом, чтоб лишать весь люд связей с церковной правдой и каноничностью, отрицая нашу ответственность перед Богом и историей, а напротив, быстрее является стимулом для поиска спасительных и объединяющих решений. Когда Мама-Церковь отыскивает пути спасения наших братьев из Украины и Скопье, она исполняет собственный апостольский долг. Наша обязанность и ответственность — привести эти народы назад к церковной правде и каноническому порядку».
Пойдёт ли Байден путём Трампа
Как мы помним, в итоге «к каноническому порядку» Варфоломею удалось привести лишь Украину. А Георге Иванова ждала участь Виктора Януковича…
Но в январе прошедшего года Фанар посетил майданный премьер уже Северной Македонии (страну переименовали ради компромисса с Грецией и вступления в НАТО) Зоран Заев, передавший Константинопольскому патриарху апелляцию на пересмотр статуса раскольничьей Македонской православной церкви. И встреча, как молвят в таковых вариантах, прошла «в тёплой и дружеской обстановке».
Ну а позже грянул коронавирус, от которого скончался предстоятель канонической СПЦ Ириней, и Сербской православной церкви сейчас предстоит выбрать новейшего патриарха. Опосля что, как считают македонские издания, Варфоломей всё-таки подымет вопросец о томосе если не для всех раскольников сербского мира, то непосредственно для их уж буквально.
В свою очередь, в стране победившего томоса на деньках прошло приметное действо: классические «Бандеровские чтения». Мы не знаем, что там читал Степан Бандера и умел ли этот маниакальный лилипут совершенно читать, но, выступая в рамках мероприятия, кандидат политических наук Андрей Ковалёв произнес последующее:
«Томос для Украины — это чемодан для Черногории и Македонии, быстрее всего, — заявил он. — Другими словами, мы, украинцы, и украинские националисты сначала, должны стать солидарными союзниками с черногорцами и македонцами. Если мы поддерживаем черногорцев и македонцев в стремлении приобрести свою национальную автокефальную православную церковь, сиим мы ослабляем Москву и аффилированную с ней Сербскую православную церковь, которая открыто для нас является агрессивной на этом шаге украинской истории».
Можно ли сказать, что эти слова стали обыкновенными благопожеланиями украинского политолога? Нет, естественно. Ведь тот наверное понимает, что ещё в октябре прошедшего года предвыборный штаб Джо Байдена в своём заявлении пообещал всецелую поддержку Варфоломею и Фанару. Как «центру мирового православия». И мы отлично осознаем, что такие люди, как Байден, не сыплют щедрыми обещаниями напрасно.
Так, этот же Байден в процессе выборной гонки пообещал плотно заняться русским и балканским вопросцами. В прошедший раз Варфоломей посодействовал другу Трампу оторвать Украину с помощью томоса для «ПЦУ». И его сменщик не откажется от наработок, работающих в контексте общей американской стратегии напора на восток. Ведь, кроме российских, остаются ещё сербы, отказывающиеся сдавать Косово, Боснию и Черногорию. И чтоб создать их посговорчивее, завсегда может пригодиться Варфоломей с пачкой новейших томосов.