С чем связан резкий спад заболеваемости коронавирусом в Рф? Исследование «Новейшей газеты».
Если веровать официальной статистике, за крайние две недельки число новейших случаев коронавируса в Рф свалилось наиболее чем на 20%. Власти начали ослаблять ограничения — в Москве отменили запрет на работу кафе ночкой, а Минобрнауки разрешило университетам проводить очные занятия. «Новенькая» разбиралась, вправду ли 2-ая волна эпидемии пошла на спад и ожидать ли нам еще одного подъема заболеваемости в весеннюю пору.
24 декабря в Рф было выявлено наибольшее количество нездоровых COVID-19 за всю пандемию — практически 30 тыщ человек. С того времени число новейших случаев миниатюризируется: за месяц оно снизилось наиболее чем в полтора раза. Как заявил президент Владимир Путин, «эпидемия равномерно отступает», а «эпидемиологическая ситуация в стране стабилизируется».
Эпидемия могла бы пойти на спад благодаря вакцинации. Как надо из данных, собранных «Новейшей» по региональным СМИ, на 29 января число привитых от коронавируса в Рф превысило миллион человек (1 028 591 человек).
Темпы вакцинации резко выросли — за крайние 10 дней продукт получили столько же людей, сколько за 1-ые полтора месяца кампании. Четырем регионам удалось привить наиболее 2-ух процентов населения — это Москва, республика Алтай, а также Магаданская и Сахалинская области. Еще девять регионов преодолели отметку в один процент.
Но толика привитого населения в стране как и раньше меньше 1-го процента — этого недостаточно для понижения заболеваемости, которое демонстрируют официальные числа.
«Невзирая на то что кампания по вакцинации началась и ее темпы равномерно растут, она пока не в состоянии обеспечить никакой коллективный иммунитет. Если поглядеть на числа, на 26 января в Петербурге привиты порядка 40 тыщ человек. Это капля в море. Потому вклад вакцинации в иммунизацию населения пока ничтожен, и неясно, как он будет значим при тех темпах, которые есть на данный момент», — гласит независящий аналитик Алексей Куприянов.
Таковым образом, спад заболеваемости не связан с темпами вакцинации. Или он разъясняется иными причинами, или официальная статистика как и раньше остается недостоверной, как и на протяжении всей эпидемии. Число новейших случаев — управляемая величина, которую власти употребляют для заслуги собственных целей: числа могут понижаться перед голосованием по поправкам в Конституцию либо проведением Парада Победы — и расти, если необходимо уверить людей соблюдать самоизоляцию и носить маски. Но на данный момент очевидных политических обстоятельств для уменьшения гос статистики не видно, считает аналитик. «Может быть, это шаг навстречу каким-то бизнес-структурам, но на самом деле мы просто не осознаем, что происходит. Нам делают послабления, чтоб отвлечь от каких-либо остальных пт повестки? Либо эпидемия вправду пошла на спад и можно незначительно выдохнуть? К огорчению, оптимальный вывод в таковой ситуации создать фактически нереально», — гласит Куприянов.
«Новенькая» не один раз говорила о регионах, где статистика смотрится «нарисованной»: число каждодневных случаев фактически не изменяется на протяжении нескольких недель. По оценке профессионалов, к началу 2-ой волны в Рф осталось не наиболее 10 областей, которые демонстрируют относительно достоверные числа. Данные из этих субъектов молвят о том, что заболеваемость вправду понижается, отмечает Куприянов. Осознать, что происходит во всех других регионах, можно только по косвенным данным.
Для оценки настоящей динамики эпидемии спецы употребляют статистику запросов в поисковике в «Yandex’е», связанных с симптомами и исцелением коронавируса. При COVID-19 люди почаще начинают находить в вебе информацию о пропаже чутья, уровне сатурации, обследованиях и лекарствах, потому поисковая статистика покажет вспышку, даже если официально заболеваемость не вырастает.
Спад эпидемии виден и по сиим данным: в большинстве регионов количество «ковидных» запросов свалилось до тех значений, которые были перед началом 2-ой волны.
«Статистика запросов в поисковике указывает существенное понижение. <…> Я бы представил, что на данный момент мы возвратились приблизительно к ситуации июля — августа 2020 года, к относительному затишью», — гласит аналитик и директор по исследованиям компании Data Insight Борис Овчинников. Спад может разъясняться длинноватыми новогодними каникулами — опосля праздничков активность людей остается сниженной.
Невзирая на общее понижение заболеваемости, в неких регионах ситуация остается тревожной. К примеру, в Санкт-Петербурге во время новогодних каникул число заболевших свалилось в два с излишним раза, но опосля каникул вновь наметился рост, отмечает Алексей Куприянов: если в декабре количество новейших случаев колебалось от 3-х с половиной до 5 тыщ, то на данный момент — от 3-х до 4 тыщ.
«Декабрь для Петербурга был вправду весьма томным месяцем: практически исчерпался предел коек, убыстрили выписку нездоровых, прирастили ротацию, лишная смертность носила просто трагический нрав. По сопоставлению с ним, естественно, сделалось легче. Но вопросец, как легче, остается открытым», — гласит он.
Все на публике доступные данные демонстрируют, что заболеваемость вправду понижается, но, как значителен этот спад и как длительно он продлится, непонятно. «К огорчению, из этого понижения не следует, что через недельку либо несколько недель не начнется новейший рост. Когда и как мощной будет последующая волна, мы просто не знаем», — отмечает Борис Овчинников.
Лучше предсказать динамику эпидемии могли бы данные о числе госпитализированных, но их выкладывают только единичные регионы. Сводную статистику по сиим показателям для всех субъектов власти не публикуют, невзирая на многократные просьбы профессионалов и СМИ. Для оценки масштабов заболеваемости важны и данные по смертности, но Росстат выкладывает их с запозданием — спустя полтора месяца.
Из-за неспешной вакцинации на затухание эпидемии к лету могут рассчитывать только те регионы, в которых переболело достаточное количество населения — около 60%, отмечает Куприянов: «Единственное, на что мы можем возлагать, — что в реальности переболевших у нас еще больше, чем доносит официальная статистика».