Испугали и возмутили родителей татарстанских школьников анкеты-согласия на обработку индивидуальных данных, которые пораздавали ученикам. Не считая телефонов и адресов в анкетах требуют указать паспортные данные родителей и деток и отдать согласие на «воплощение всех действий» с этими данными. «Учитель пишет, что по другому можно лишиться деток», — не на шуточку переполошилась одна из мам. В Минобрнауки РТ заверили, что предоставление данных — дело добровольческое, а собирают их для того, чтоб администрация школы и учителя могли «планировать свою работу с детками».
Фото анкеты с вопросцем «Можно ли такое подписывать?» выложила в пользующейся популярностью группе «Поборы в школах» мать пятиклассника из Арска.
«Учитель пишет, что, если не подпишем (согласие), можно лишиться деток?» — уточняет у остальных родителей создатель поста и прилагает снимок экрана собственной переписки с учительницей.
Судя по приведенному фрагменту, преподаватель разъясняет маме на монгольском языке, что индивидуальные данные необходимы для портала edu.tatar, а если не заполнить анкету, могут появиться трудности с соцзащитой и предки типо не сумеют созидать деток. Видимо, самой учительнице кто-то так растолковал, для что нужна анкета.
«Это директора и завучи так требуют с учителей, по другому оказывается, что учитель не умеет работать с родителями (раз не может приневолить их к подходящему для школы поступку)»;
«По этому поводу звонила в УО, там согласились, что текст «кривой», а спустили эту бумагу с минобра… Вот я диву даюсь, неуж-то в министерстве такие малограмотные посиживают. Быстрее всего, рассчитывают на то, что основная масса родителей бараны, подписывают не читая…» — взялись объяснять пост предки, которые тоже успели ознакомиться с анкетой-согласием.
Некие, к слову, сочли полностью настоящей опасность не узреть собственных деток, если не сообщишь школе данные о для себя:
«Если учитель гласит, что в случае отказа могут забрать деток, может, она имеет в виду ПДН, которые могут прицепиться и составить протокол по 5.35 (ст. КоАП РФ «неисполнение родительских обязательств». — «ВК»). А там последствия какие угодно… Потому что для получения образования нужно согласие на обработку данных, а вы препятствуете».
— Эта анкета у меня вызвала возмущение, потому я не стала ее стопроцентно заполнять, написала лишь Ф.И.О. свои и малыша и собственный номер телефона. Еще несколько родителей в классе тоже отказались. Учитель нас, естественно, поругала, что мы не заполнили, с нее же тоже требуют, но пугать ничем не стала. Произнесла, данные необходимы для электрического дневника. На мой вопросец, для чего школе пригодились мои паспортные данные, учитель ответила «не понимаю». Складывается воспоминание, что для каких-либо силовых структур через школы собирают данные на всех, — представила в общении с корреспондентом «ВК» мать шестиклассника одной из набережночелнинских школ Светлана, не пожелавшая именовать свою фамилию как раз из-за высказанных догадок.
Необходимо отметить, что такие гипотезы родителей не лишены оснований. В прошедшем году в Казани разгорелся скандал из-за полицейского документа, в каком директоров казанских школ просили предоставить информацию о учениках, «придерживающихся серьезных религиозных убеждений» и носящих хиджаб. Опосля поднявшейся шумихи в МВД по РТ заявили, что сотрудница ОП «Дербышки» разослала письма по школам по своей инициативе, не посоветовавшись с управлением.
Как узнала «ВК», непонятные анкеты дошли пока не до всех школ. Директор казанской гимназии № 94 Леонид Мурысин произнес «ВК», что в его гимназии «таковым плохим делом не занимаются».
— Данные малыша, его свидетельство о рождении у нас имеются с момента зачисления. Согласие на обработку индивидуальных данных с родителей мы берем при поступлении в гимназию, этого нам довольно. А для чего нам паспортные данные родителей собирать? Чтоб в банк позже их передать? — опешил Мурысин.
— Еще в летнюю пору прошедшего года Минпрос и Минцифры РФ готовили проект приказа о разработке цифровой образовательной среды (ЦОС), согласно которому на всякого из участников образовательного процесса — учеников, преподавателей и родителей — обязано быть заведено цифровое портфолио, — напомнила юрист, правозащитник Эльза Нисанбекова. — В том же проекте содержались примеры анкет с указанием аккаунтов в соцсетях учеников и родителей, данных о водительских правах, загранпаспортах… Декларировалось, что правительство через ЦОС сумеет проводить «мониторинг прохождения образовательных программ» и «оценивание способностей и достижений юзеров». Но я считаю, что правительство, прикрываясь благими целями, в том числе борьбой с экстремизмом, выстраивает систему полного контроля: будут через соцсети выслеживать инакомыслящих. И, видимо, на данный момент опять началось движение в этом направлении.
По словам Нисанбековой, по закону «О образовании в РФ» школа имеет право собрать при поступлении индивидуальные данные деток, список которых есть в законе (свидетельство о рождении, пространство регистрации малыша, Ф.И.О., адресок и контактные телефоны родителей). Доп сведения школа также может запросить, но только с согласия родителей. Анкету, которая на данный момент прогуливается по школам, юрист считает нелегальной.
— По закону «О индивидуальных данных» в согласии на обработку непременно обязано быть прописано, какие конкретно данные вы разрешаете обрабатывать. Недозволено отдать согласие на обработку полностью всех ваших данных. Также в этом согласии не ясна цель обработки, написано «для воплощения всех разрешенных законом действий», это некорректно, — отметила Нисанбекова. — Роскомнадзор, который смотрит за соблюдением ФЗ «О индивидуальных данных», нередко штрафует организации за то, что данные собирают одним согласием на несколько целей, так недозволено.
В Минобрнауки РТ в ответ на запрос «ВК» по поводу странноватых анкет заверили, что никаких санкций для родителей за отказ заполнять «согласие на обработку индивидуальных данных» не предвидено, бумагу заполняют добровольно. Для чего образовательным бюрократам пригодились паспортные данные родителей, в министерстве не ответили, но признали, что, получив с родителей согласие на обработку индивидуальных данных, за школьниками (а может быть, и самими родителями?) будут смотреть в соцсетях.
«Не тайна, что в крайнее время одной из главных форм проведения досуга старшеклассников сделалось времяпровождение в соц сетях, почти все из которых оказывают огромное воздействие на жизнь ребенка. Подобные анкеты подписываются раз в год с целью исследования более фаворитных соц сетей, групп в их и темы, в которую погружены дети. В следующем, с учетом в том числе и этих данных, администрация школы и учителя будут планировать свою работу с детками и вопросцы их воспитания», — говорится в ответе министерства.