Фото отсюда
Пандемия ухудшила финансовое положение более половины россиян и заставляет их искать товары все дешевле. Это полностью соответствует общемировой тенденции, и доказывает, прежде всего, тупиковость модели, принятой в последние 30 лет, как господствующая. Модель энтропическая: в ней всегда происходят ухудшения, весь вопрос — быстро или медленно? Пандемия может подтолкнуть скорость распада экономических схем, но не меняет в целом направление вниз…
Все больше россиян, как и других жителей планеты, «в солидарном порыве глобализма» ощущают на своих доходах негативный эффект последствий пандемии COVID-19.
С сентября по январь доля таких потребителей почти удвоилась и достигла 53%, превысив среднемировое значение в 46%, а доля экономящих составляет почти 70%, подсчитали в NielsenIQ.
Ритейлеры при этом видят рост спроса на самые бюджетные товары, а аналитики связывают восстановление потребительской активности с темпами вакцинации от COVID-19.
Понятно, что наши «заклятые партнёры» будут всячески подчёркивать российские проблемы, и всячески замалчивать собственные. Возможно даже, что «приборзевшая» в последние несколько лет РФ ответит им тем же, радостно публикуя фото обледеневшего Техаса.
Но эта дискуссия по принципу «дурак — сам дурак» уводит нас в дебри субъективизма от серьёзного разговора про энтропию либерально-рыночных отношений. И «пандемия»тут может ускорить процессы, но никак не меняет их общей направленности.
Ну, а не было бы никакого гриппа — и что, либеральный рынок рос бы, как на дрожжах? Поясню суть «экономики гешефта» фигуральными выражениями:
Собирать яблоки быстро, легко и вкусно. А выращивать яблони — долго, трудно и невкусно (земля и кора не имеют вкуса «райского плода»!). Потому «умные люди» собирают яблоки с уже готовых яблонь, а новыми садами не заморачиваются. Снимают пенки в текущей сиюминутности — да побольше, побольше…
Как знает любой садовод — старые яблоневые сады с годами вырождаются. Старые яблони должны замещаться новыми — но новыми никто не занимался, потому что никто не хочет быть «дураком» и все пытаются быть «умными».
В итоге, со времён ведьмы М. Тэтчер и Рони нашего Рейгана — пенок всё меньше, и смены старым садам — нет. Никто просто не вкладывался в будущее, рассуждая локально (что естественно в мире частной собственности): «на наш век хватит».
И на их век, действительно, хватило. И Тэтчер и Рейган уже померли. А созданные ими проблемы инфраструктуры — достались новым поколениям. В одичавших садах мировой экономики яблок всё меньше, и они всё кислее.
А новых саженцев не просто нет, тут дело хуже! За 40 лет либеральной оргии наживы — не подготовлены кадры, знающие, как вести яблоню от семечка! Ведь «экономили» не только на долгосрочных проектах инфраструктуры, но и на формировании будущих поколений. Экономили на их образовании, воспитании, не вкладывались в их квалификацию.
Если немцы при Бисмарке говорили о «промышленном воспитании нации», то либералы запустили прямо противоположный процесс, выставив жизнь поисками удовольствий, которые несовместимы с напряжением становления подлинно-цивилизованного человека.
Сейчас, когда все мировые векторы повернули вниз и скользят в кошмар с нарастающей скоростью под горку — «пандемия» стала для властей разных стран очень удобной отговоркой.
Мол, мы бы вам сделали рай, да болезнь помешала! А чему она помешала? Чего такого вы бы сделали?!