Зелёный элемент. Как мир перебегает на водород и чем это угрожает Рф — bumgames

Водородная революция приблизит конец нефтяной эпохи

Экономика грядущего обязана быть экологичной. Таковая риторика подталкивает бизнес и страны переводить на водород всё что лишь можно: транспорт, индустрия, энергетику. Прогнозы профессионалов и планы властей различных государств отрисовывают картину, как водород неумолимо замещает «грязные» нефть и газ.

Но на пути к «зелёному» водородному будущему много помех. «Секрет конторы» разобрался, кто и как уже вводит новейшие технологии и не остается ли Наша родина на обочине этого тренда.

Водород всюду — от Lada Kalina до самолётов для British Airways

Через 10 лет в Европе обязано быть не наименее 30 млн каров с нулевым уровнем выбросов, а к 2050 году безобидными для экологии должны стать практически все машинки, включая грузовики и автобусы. Также авиация и морской транспорт. О этом говорится в «стратегии устойчивой и умной мобильности» Евросоюза.

Речь идёт не только лишь про электротранспорт. Предполагается, что приметная часть машин будет работать на водороде: при его сжигании появляется рядовая вода — и никаких вредных веществ.

Эпоха такового транспорта началась: в феврале в Мадриде запустили 1-ый автобус на водородном горючем, а власти Лондона уже объявили, что городской транспорт вполне перейдёт на водород в 2037 году.

Почти все автоконцерны разрабатывают и даже уже выпускают водородные модели: Тойота (Mirai), Honda (Clarity), Хэндэ (Nexo), Мерседес-Benz (GLC F-Cell, по необходимости заряжается от розетки), BMW (X5 i Hydrogen Next).

У российского автопрома есть подобные разработки: в 2019 году «АвтоВАЗ» представил макет водородного кара на базе Lada Kalina. В течение года создатели должны были сделать опытнейший эталон, но с того времени о проекте инфы нет.

Килограмм водорода даёт приблизительно втрое больше энергии, чем сравнимое количество дизельного горючего либо бензина.

Тенденция видна и в грузовом секторе: в конце 2020 года Хэндэ начал поставлять клиентам 1-ые водородные грузовики, а в Рф компания «Эвокарго» представила беспилотный электрогрузовик, который можно заправлять водородом.

Применение водороду отыскивают и в авиации. Калифорнийский стартап с русскими корнями ZeroAvia с 2017 года разрабатывает водородно-электрические самолеты. За три года ему удалось привлечь $37,7 млн инвестиций, в том числе от фондов Билла Гейтса и Amazon. Пока речь идёт лишь о маленьких самолетах, преодолевающих расстояния в 800 км. Опытнейший эталон ZeroAvia Федеральное управление штатской авиации США одобрило в 2019 году, а его 1-ый полёт состоялся в осеннюю пору 2020-го. Разработками уже заинтересовались 10 авиакомпаний — а именно British Airways.

«Разработка водородных топливных частей открывает потенциал для полётов больших самолетов на огромные расстояния, а это значит, что она может масштабироваться, чтоб предложить эффективную кандидатуру реактивному керосину без выбросов. Водород также может обеспечить понижение издержек на горючее и техническое сервис», — растолковал «Секрету» вице-президент по Европе ZeroАvia Сергей Киселев.

Фото: wikipedia.org CC BY-SA 4.0

Пока рынок сдержанно воспринимает водородные новинки

Это показывает история с авто Тойота Murai. Их серийно выпускают с 2014 года, главные рынки — США и Япония. В 2020 году вышла модель второго поколения, стоимость начинается с 5 млн рублей. Тойота возлагала надежды продавать по 30 000 каров Mirai, но спрос в 10 раз меньше — из-за плохо развитой инфраструктуры. В США, к примеру, всего около 10 водородных заправок, в Германии – выше 50.

В Рф и совсем одна водородная АЗС. Её открыли в подмосковной Черноголовке в летнюю пору 2020 года при участии 1-го из немногих русских хозяев Тойота Mirai Владимира Седова. Правда, на заправке не смогли даже вполне заправить авто — не хватило давления (необходимо 700 атмосфер, а на подмосковной АЗС всего 500). Ранее Владимир на свои средства запускал схожую станцию в родном Красноярске — и издержал на это наиболее 10 млн рублей (при том что кар ему обошёлся в 7 млн).

Препядствия с инфраструктурой, похоже, не останавливают правительство Санкт-Петербурга: в осеннюю пору 2020 года там задумались, как перевести каршеринг на водородное горючее: компания Хэндэ готова предоставить свои авто для пилотного проекта. Оператор каршеринга пока неизвестен, как и детали идеи.

Директор по стратегическим проектам каршеринговой компании «Делимобиль» Дарио Пелацо скептически глядит на такие опыты: «На нынешний денек перевод машин на водородное горючее не представляется вероятным в силу ряда обстоятельств. Главные — отсутствие инфраструктуры для заправки и обслуживания таковых каров. Неувязка водородного горючего заключается ещё и в высочайшей цены его производства, которая в разы выше, чем дизельное либо бензин», — произнес он «Секрету».

Современный водород не нужен экономике грядущего

Есть несколько методов получить водород. 1-ый — переработать углеводородное сырьё (природный газ либо уголь). Это энергоёмкий процесс, при котором выделяется существенное количество углекислого газа — основного парникового газа, вызывающего изменение атмосферного климата. Приобретенный таковым способом водород недозволено считать экологичным, потому его именуют «сероватым».

Есть «зелёный» водород — его получают электролизом воды (разложения вещества на составные части под действием тока). Если электричество для этого процесса вырабатывают из возобновляемых источников, такое создание считается безобидным для природы. Когда молвят о водороде как о горючем грядущего — имеют в виду конкретно его. Промежный вариант — «голубой», когда при производстве «сероватого» водорода улавливают углекислый газ.

«Водород, произведённый с минимальными выбросами парниковых газов (“зеленоватый” либо “голубой”), становится несоизмеримо наилучшим энергоносителем по сопоставлению с нефтью либо газом — по аспекту воздействия на глобальные климатические конфигурации, по “углеродному следу”, — гласит старший аналитик Центра энергетики Столичной школы управления Сколково Юрий Мельников. — Природный газ и нефть по собственной природе не могут сравниться с водородом по этому показателю — при их добыче, транспортировке и использовании безпрерывно выделяются парниковые газы (метан, СО2), и свести все эти выбросы к нулю нереально».

Но создание «зелёного» и «голубого» водорода обходится недешево. К тому же установки для производства такового вещества маломощные и их незначительно. Потому в мире пока больше всего «сероватого» водорода — около 99%.

Из 70 млн тонн производимого сейчас в мире водорода половину потребляет хим индустрия. Остальное распределяется меж нефтепереработкой (43%) и созданием стали, полупроводников и термополированного стекла.

Себестоимость производства «зелёного» водорода — этот $3-4 за килограмм. Это приблизительно втрое дороже, чем «сероватого» ($1-2), но зато в два раза меньше, чем 10 годов назад. А так как стоимость ветровой и солнечной энергии продолжает падать, а экономия от масштаба производства «зелёного» водорода растет, он может подешеветь ещё посильнее. Если это произойдёт, «зелёный» водород может стать главным топливом грядущего, пишет MIT Technology Review.

Если ли пространство для Рф в водородном будущем

К 2050 году практически четверть мировой потребности в энергии будет покрываться за счёт водорода, а его стоимость сравняется со стоимостью природного газа, следует из доклада Bloomberg. К тому времени, как предвещает Hydrogen council, объём мирового рынка водорода достигнет $2,5 трлн (сейчас он оценивается в $150 миллиардов).

«Главные водородные технологии находятся сначала кривой обучения (это линия, которая указывает рост совершенства технологии и уменьшение её цены по мере распространения и масштабирования. — Прим. «Секрета»), — гласит Юрий Мельников. — Используются они в ограниченных масштабах, и поэтому дороги. Ключом к их удешевлению является глобальное масштабирование технологий — в сотки, тыщи раз — и тут принципиальна роль мер поддержки со стороны стран».

Почти все страны разработали национальные водородные стратегии — а именно, они возникли в Германии, Нидерландах, Франции, Норвегии, Португалии, Испании. В осеннюю пору 2020 года таковой документ возник и в Рф.

Согласно ему, экспорт водорода из Рф к 2024 году должен достигнуть 200 000 тонн, а к 2035 году вырасти уже до 2 млн тонн. На данный момент в стране создают 5 млн тонн водорода в год, но весь употребляют во внутреннем промышленном секторе. По планам властей, Наша родина через 15 лет обязана получить значимое пространство на глобальном рынке — не наименее 16%.

Совершенно водород можно создавать практически всюду. Надежды на экспорт соединены с ожиданиями, что производимый в стране «безуглеродный» водород будет так дёшев, что его будет прибыльно продавать в иной стране за сотки и тыщи км от места производства, растолковал Юрий Мельников.

«Достигнуть таковой конкурентоспособности будет тяжело: ресурсы для производства водорода вправду распределены по планетке умеренно, а логистические решения пока находятся на весьма ранешней стадии развития», — добавил эксперт «Сколково».

Фото: PetrolValves S.p.A. / Wolfram Scheible nord-stream2.com

Фаворитами в развитии водородных технологий на данный момент числятся Япония и Германия. «При всем этом РФ находится в переговорном процессе с Германией по вопросцам использования водорода. У Рф есть развитая сеть трубопроводов, у Германии — технологии. Объединив эти способности, можно получить совместные перспективы, — гласит доцент кафедры государственной экономики экономфака РУДН Максим Черняев. — А в перспективе — и новейшие пакеты санкций, которые безизбежно прилетят из-за океана. РФ своими действиями даёт осознать, что готова к схожему развитию событий. Готовы ли партнёры? Германия изучает этот вопросец».

«Бесспорное преимущество Рф, которое дозволит сходу вырваться в фавориты мирового рынка водородной энергетики, — газовая инфраструктура “Северный поток” и “Северный поток — 2”, через которую можно гнать газ, можно — водород, а можно — смесь, и это пока самый многообещающий вариант. Вкупе с тем существует опасность стать сырьевым придатком, лишь на наиболее сверхтехнологичном уровне. Риск в том, что начнут отправлять весь произведённый водород в Европу без предстоящего использования в производстве либо для энергетических нужд людей», — считает управляющий направления «Индустрия» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.

Первыми большими производителями «зелёного» водорода, скорее всего, станут «Росатом» и «Газпром». Пилотные установки компании запустят к 2024 году на базе атомных электростанций, объектах добычи газа и перерабатывающих предприятиях. Не считая того, к этому году «Росатом» должен выстроить опытнейший полигон для испытаний жд транспорта на водородных движках.

Рост спроса на «зелёную» энергетику грозит экономным доходам страны. Будучи одним из огромнейших поставщиков угля, нефти и газа, Наша родина оказывается в уязвимой ситуации при падении спроса на горючее. Что и показала коронавирусная весна 2020 года. Возможно, потому правительство решило начать сформировывать репутацию Рф как поставщика водорода — альтернативного энергоносителя. Ведь то, что на данный момент смотрится, быстрее, хайпом, через несколько десятилетий может стать реальностью.

Фото: depositphotos.com

bumgames.ru
Добавить комментарий