О губительности безидеологического статуса нашей страны и необходимости возврата гос идеологии длительно и упрямо молвят почти все, включая меня. Но обрисовывать саму вероятную идеологию не достаточно кто берётся. Она для большинства остаётся некоторым сказочным существом, которое любой лицезреет по-своему.
Обрисовывать её не стану и я. Сначала поэтому, что сам много лет занимался вопросцем и вёл в данной нам сфере активные изыскания. Как ни феноминально, но это вправду основная причина. Почему так? Есть один нюанс, которого не соображают почти все, кто пробует заниматься проблематикой. И состоит он в том, что идеологию пробуют изваять как нечто твердокаменное. А она — это не вещь, а процесс, который движется и развивается, как всё в природе и в людском обществе тоже. Она — это направление и рамки, а не талмуд. И если на данный момент начать её обрисовывать, то через некое время эти изыскания безнадёжно устареют. Гласит ли это о том, что мыслить на эту тему смысла нет? Ни при каких обстоятельствах. Необходимо просто заниматься правильной постановкой задач. А она не в том, чтоб создать четкое идейное описание, а в том, чтоб выявить, каким требованиям она обязана соответствовать и что собой представлять.
Представители нашего сегодняшнего страны так упорствуют в его безидеологичности в том числе и поэтому, что понятия о этом не имеют. Просто не их тема и всё. Их потуги заняться идейным моделированием свелись к ничтожному утверждению, что наши идеология — это патриотизм. При том, что таковая идеологема уничтожается одним тычком: обычным вопросцем — «патриотизм по отношению к чему?». Вот приблизительно на такие вопросцы она и обязана отвечать, идеология эта. Вообщем, это всего только один из их. Дальше я кратко изложу то, что можно сказать по этому поводу.
Итак, что все-таки обязана собой представлять муниципальная идеология? До этого всего она — это точка сборки. Для цивилизации (в любом варианте осознания этого слова), для общества (и всех его институтов без мельчайшего исключения), для страны. Причём правительство тут стоит конкретно что на 3-ем месте: его сборка третьестепенна по отношению к сборке цивилизации и общества. Для этого нужно чёткое определение общей концепции, которой подчиняется всё остальное. Это общая историческая теория. Включающая в себя, в том числе, чёткое разрешение исторических вопросцев и предстоящее принципное отстаивание исторического плюсы и на международном уровне и, тем наиболее, на внутреннем пространстве.
Положительный пример тут: красноватый Китай (попробуйте там чего-нибудть сказать в адресок их местных Зой Космодемьянских). Отрицательный — Америка (там полным ходом началась историческая деконструкция и я очень советую с энтузиазмом следить за предстоящим развитием событий). Дальше, общая культурная теория. Определение объединяющего культурного наследства и культурных констант, которые дальше принципно внедряются. Близка к этому и общая ценностная теория. Положительный пример — современная Венгрия. Отрицательный — РФ. Уж извините: невзирая на все декларации, особенного отстаивания ограниченных ценностей я как-то не наблюдаю. По последней мере, на институциональном уровне.
И в итоге идеология тут — это рамка. Установленная не постоянно очевидно, но постоянно жёстко. Снутри неё вероятны любые искания. Выход за неё жёстко карается. Принципно и чётко. Идеология — это постоянно максимально ясные правила игры. Или общество их устанавливает, или их устанавливает для него кто-то иной. Как на данный момент происходит в Рф, где последующее поколение по факту воспитывается в чуждой идейной рамке.
2-ой нюанс гос идеологии — это стратегическое целеполагание. Если его нет — означает, страна будет служить инвентарем для целеполагания кого-либо другого. Таковой вариант вероятен для страны совершенно без каких-то амбиций. Но на практике такое может для себя дозволить даже не любая банановая республика. Современная РФ дозволяет. А оно таково: к чему мы стремимся? К построению коммунизма? К возведению Российского Мира? К становлению РФ в качестве сверхдержавы (на данный момент она такой не является, извините)? Это раз. Во-2-х, к чему мы стремимся снутри страны? Каковой смысл всего этого для её населения? Высочайшие материи — это, естественно, отлично, но люди живут не в небесных эмпиреях. И если вкупе с гордыми отчётами о «Северном потоке — 2» они лицезреют ухудшение собственного уровня жизни и не соображают перспектив, то подобные успехи будут вызывать у их только злоба.
3-ий вопросец самый глубинный. Кто мы? Неважно какая идеология — это постоянно, до этого всего, нечто касающееся сотворения новейшего человека. Так ах так мы себя идентифицируем — это главный вопросец. Пример: мы нечто самоценное либо «Наша родина цэ Европа»? Мы империя либо нет? Мы строители коммунизма? Мы обитатели Святой Руси? Мы — всё это вкупе взятое? Из ответов на подобные вопросцы вытекает весьма почти все. Куда большее, чем могут помыслить почти все. Просто навскидку: для нас на данный момент конструктивно важен вопросец о нашей самоидентификации. Стремимся ли мы на Запад? Являемся ли мы его «непонятой частью»? А ведь конкретно из данной нам глобальной неопределённости вытекает вся сегоднящая неубедительная наружная политика.
Ну, и основное для Рф — какую идею она несёт в мир. Поэтому, что без мессианского начала наш люд не будет ничего видеть. Он начнёт рассеиваться. К примеру, как в 90-е. И, в общем-то, как на данный момент, хоть и в наименьшей степени.
Вот всё это и нужно обозначить. Но основная неувязка с идеологией в сегодняшней РФ не в её отсутствии. Она в другом. Для того, чтоб идеология вправду работала, нужно соблюдение 1-го головного, главного условия: чтоб ей вполне следовало всё общество. Включая элиту. А симулякры, в стиле г-на Суркова, никогда не работали и работать не будут. Наша же т.н. элита в погонах и без по старенькой привычке считает, что идеология — это нечто вроде узды для «лохов и быдла». А они, сверхчеловеки, свободны от неё априори. Итак вот нет, ребята, это так не работает. Если общество лицезреет, что элита своим идеям не следует — оно тоже им не следует. И уверить его в оборотном не получится. Так что вывод один: для возникновения гос идеологии в нашей стране, как произнес один совсем не почетаемый мною гражданин: «Нужно в консерватории что-то поправить».
Причём поправить весьма конструктивно. Поэтому как, может быть, для нашей страны это — вопросец жизни.