Политическую интеграцию Союзного государства тормозят амбиции и погоня за прибылью — bumgames

Российские политики начали подготовку к выборам президента и парламента Союзного государства (СГ). Новый этап интеграции продолжит экономическое сближение, обезопасит Белоруссию от новых оппозиционных волнений и изменит политические реалии в самой России. Радикальный сценарий не исключает поглощение Белоруссии и её превращение в субъект РФ. Но реализация планов несёт риски, из-за которых проект может быть поставлен на очередную паузу.

Процесс строительства Союзного государства активизировался в 2021 году после оппозиционных выступлений в Белоруссии и введения ЕС в отношении страны жёстких санкций. Европа не признаёт Александра Лукашенко легитимным президентом, вынуждая его обращаться за помощью и поддержкой к России, с которой у белорусского лидера также далеко не всегда были тёплые отношения.

Непростыми эти отношения остаются и сегодня. Об этом, в частности, свидетельствует инициированное секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым назначение послом РФ в Белоруссии Бориса Грызлова. Предшественник последнего был признан в Кремле человеком, «прогибающимся» перед Лукашенко и неспособным убедить белорусское руководство интегрироваться в Россию реально, а не на словах. Грызлов обладает необходимой для решения этой задачи твёрдостью.

– Борис Грызлов не будет поддаваться на хитрости со стороны Лукашенко, действуя методично, как каток, – уверен источник «Октагона». По мнению собеседника, Лукашенко был недоволен назначением Грызлова. Глава Белоруссии увидел качества характера нового посла во время совместной работы над «Минскими соглашениями». Он считал, что излишняя твёрдость Грызлова затрудняла достижение договорённостей с Киевом. Теперь эти качества будут применены по отношению к нему лично.

Пути разрешения прежних споров и новые форматы сотрудничества между Россией и Белоруссией ищутся не только на заседаниях органов власти Союзного государства, но и на других площадках.

Очередные шаги сделаны на неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге.

В рамках мероприятия 29 декабря состоится очередная беседа между двумя лидерами.

В ожидании заявлений участников встречи российские политики дают свои оценки ходу госстроительства. 22 декабря на заседании Госдумы РФ спикер Вячеслав Володин заявил, что «интеграция в рамках Союзного государства России и Белоруссии меньше, чем в ЕС». Спустя пару дней лидер ЛДПР Владимир Жириновский в своём телеграм-канале сообщил, что ожидает серьёзного прорыва в решении этого вопроса:

«Следующий год для нас станет началом подготовки к предстоящим выборам президента России, а также, возможно, к выборам в объединённое Законодательное собрание России и Белоруссии».

Но скептики с сомнением относятся к таким прогнозам, ссылаясь на сложный исторический опыт взаимоотношений между двумя государствами.

Работа по интеграции двух государств началась более четверти века назад. Первым связавшим Россию и Белоруссию документом стал подписанный в 1995 году договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Он создавал условия для формирования единого экономического пространства.

2 апреля 1996 года Александр Лукашенко и бывший президент РФ Борис Ельцин подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, в котором шла речь об унификации законодательства, единых подходах к обеспечению безопасности, борьбе с преступностью, охране границ.

Ровно через год сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии. Но юридический договор о его создании вступил в силу после ратификации в январе 2000 года. Согласно ему были сформированы органы управления Союзным государством. Исполнительная власть представлена Высшим государственным советом и Советом министров, законодательная – Парламентским собранием. Все вошедшие в договор тезисы были закреплены и развиты в проекте Конституционного акта Союзного государства, который должен быть утверждён на референдумах жителями обеих стран.

В последующие 20 лет работа союзных органов периодически ставилась на паузу. Причиной были конфликты из-за разных подходов к формированию цены на поставляемые в Белоруссию нефть и газ. Временами Александр Лукашенко пытался их политизировать. В том числе в декабре 2018 года на саммите ЕАЭС Лукашенко инициировал жёсткий спор со своим российским коллегой. Впоследствии он рассказал СМИ, что извинился перед Путиным за то, что инициировал дискуссию в «нехорошей форме».

Не в лучшем виде отношения между двумя странами оказались и в начале охвативших в 2020 году Белоруссию оппозиционных выступлений. В разгар начавшихся после президентских выборов митингов представители Кремля заявили, что готовы оказать помощь администрации Лукашенко, только если «белорусское руководство этого захочет».

В итоге политического вмешательства во взаимоотношения руководства Белоруссии с лидерами оппозиции не последовало.

Но новый этап интеграции начался именно с разрешения ключевых экономических вопросов. В начале ноября на заседании Высшего Госсовета Союзного государства лидеры двух государств утвердили 28 союзных программ. Важнейшие из них предусматривают создание единого нефтегазового рынка и рынка нефтепродуктов. Такое решение позволит белорусам получать углеводороды по внутрироссийским ценам. В перспективе участники Союзного государства также намерены объединить рынок электроэнергии, в частности создать совместную программу по развитию атомной энергетики. Также декретом Высшего Госсовета утверждена новая военная доктрина СГ и концепция миграционной политики.

В действующий Высший Государственный совет Союзного государства входят президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко, премьер-министры Михаил Мишустин и Роман Головченко, а также председатели палат парламентов обоих государств Валентина МатвиенкоВячеслав ВолодинНаталья Кочанова и Владимир Андрейченко.

В числе важнейших функций совета определение направлений развития союза, утверждение союзного бюджета и отчётов об его исполнении, а также назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства. И если действия Госсовета в сфере экономики на ближайшую перспективу анонсированы и предсказуемы, то необходимость реализации его единственного политического полномочия вызывает споры.

Согласно статье 39 Договора о создании Союзного государства, действующее Парламентское собрание должно уступить место Парламенту Союзного государства. Он будет состоять из двух палат – Палаты Союза и Палаты Представителей. Члены Палаты Союза будут назначаемыми. В неё войдут 36 членов Совета Федерации и депутатов Госдумы РФ, а также 36 членов Совета Республики и депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Белоруссия. Палата Представителей будет состоять из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Белоруссия, избираемых на прямых всенародных выборах.

Лишь после проведения парламентских выборов Союз России и Белоруссии станет полноценным субъектом международных отношений.

По данным источников «Октагона», председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин поручил правовому управлению палаты до марта–апреля 2022 года изучить действующее законодательство двух стран и подготовить предложения по изменению российского избирательного законодательства. После этого начнётся публичная подготовка к кампании.

bumgames.ru
Добавить комментарий